Постановление Администрации Аяно-Майского муниципального района от 27.02.2014 N 32 "О Порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Аяно-Майском муниципальном районе"



АДМИНИСТРАЦИЯ АЯНО-МАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2014 г. № 32

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ К ВЕДЕНИЮ И ВЕДЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В АЯНО-МАЙСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", в целях определения порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны на территории Аяно-Майского муниципального района администрация муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Аяно-Майском муниципальном районе.
2. Рекомендовать руководителям организаций всех форм собственности организовать подготовку и принятие актов, касающихся порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в соответствующей организации.
3. Признать утратившим силу постановление главы Аяно-Майского муниципального района от 13.05.2009 № 38 "Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Аяно-Майском муниципальном районе".
4. Опубликовать настоящее постановление в Сборнике муниципальных правовых актов Аяно-Майского муниципального района.
5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

И.о. главы администрации
муниципального района
А.А.Ивлиев





Приложение
к постановлению
администрации Аяно-Майского
муниципального района
от 27 февраля 2014 г. № 32

ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ К ВЕДЕНИЮ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ В АЯНО-МАЙСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Аяно-Майском муниципальном районе (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" и определяет порядок организации и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне на территории Аяно-Майского муниципального района.
1.2. Выполнение мероприятий по гражданской обороне и защите населения обеспечивается главой Аяно-Майского муниципального района (далее - глава района) или, при его отсутствии, лицом, исполняющим обязанности главы администрации Аяно-Майского муниципального района.

2. Полномочия в области гражданской обороны

2.1. Полномочия администрации Аяно-Майского муниципального района (далее - администрация района):
- организация и проведение мероприятий по гражданской обороне, разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения;
- осуществление подготовки и проведение обучения населения в области гражданской обороны;
- поддержка в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- проведение первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
- своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- в пределах своих полномочий создание и поддержание в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.

2.2. Полномочия главы муниципального района:
- осуществляет общее руководство гражданской обороной на территории района;
- при решении задач и (или) выполнении мероприятий гражданской обороны на территории района обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие администрации района с иными органами местного самоуправления, государственной власти, организациями и общественными объединениями;
- утверждает (определяет) состав органов, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне и порядок их деятельности;
- осуществляет нормативное регулирование в области организации и ведения гражданской обороны на территории муниципального района;
- утверждает перечень организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
- контролирует решение задач и выполнение мероприятий гражданской обороны на территории муниципального района;
- осуществляет иные полномочия в сфере руководства гражданской обороной в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.

2.3. Полномочия Собрания депутатов Аяно-Майского муниципального района:
- утверждает в составе бюджета Аяно-Майского муниципального района на соответствующий финансовый год финансовые средства на реализацию мероприятий по гражданской обороне;
- проводит слушания по вопросам состояния гражданской обороны муниципального района;
- осуществляет иные полномочия в сфере организации и ведения гражданской обороны на территории муниципального района, установленные законодательством Российской Федерации, Уставом, нормативными правовыми актами органов государственной власти Хабаровского края и муниципального района.

2.4. Полномочия главы сельского поселения:
- разрабатывает целевые программы в области гражданской обороны;
- организует проведение мероприятий по гражданской обороне на территории поселения, разрабатывает и реализует планы гражданской обороны и защиты населения в пределах установленной компетенции;
- в случае необходимости в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне на территории поселения привлекает на договорной основе организации различных форм собственности;
- осуществляет иные полномочия в сфере гражданской обороны, установленные законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, а также нормативными правовыми актами Аяно-Майского муниципального района.

2.5. Полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти Хабаровского края, осуществляющих свою деятельность на территории района:
- организуют исполнение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам гражданской обороны в пределах установленной компетенции;
- участвуют в разработке социально-экономических программ в области гражданской обороны;
- организуют проведение мероприятий по гражданской обороне на территории муниципального образования в пределах установленных полномочий;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.6. Полномочия организаций, осуществляющих деятельность на территории района:
- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
- проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования в военное время;
- осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

3. Мероприятия по гражданской обороне

3.1. Мероприятия по гражданской обороне осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), нормативными правовыми актами Хабаровского края и настоящим Порядком.
3.2. В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны администрация района:
- разрабатывает программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб, осуществляющих деятельность на территории района (далее - районные формирования и службы), в том числе на основе примерных программ, утвержденных Правительством Хабаровского края;
- организует обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- проводит обучение личного состава районных формирований и служб;
- проводит учения и тренировки по гражданской обороне;
- осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций;
- организует проведение и оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне, их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;
- осуществляет информирование населения о жизненно важной значимости знаний в области гражданской обороны.
3.3. В целях реализации мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, администрацией района обеспечивается:
- поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, ее реконструкция и модернизация;
- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
- сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
3.4. В целях реализации мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы администрация района осуществляет:
- организацию планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий на территории района;
- подготовку мест размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- создание и организацию деятельности эвакуационных органов, а также подготовку их личного состава.
3.5. В целях реализации мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты администрация района:
- осуществляет техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, их поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению;
- разрабатывает планы наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;
- в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время организует приспособление заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
- осуществляет планирование и организацию строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время;
- организует укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
- обеспечивает накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
- обеспечивает выдачу населению средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной защиты в установленные сроки.
3.6. В целях реализации мероприятия по световой и другим видам маскировки администрация района:
- определяет перечень объектов, подлежащих маскировке;
- разрабатывает планы осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;
- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и других видов маскировки;
- проводит мероприятия по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.
3.7. В целях реализации мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера администрация района:
- создает, оснащает и подготавливает в области гражданской обороны аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также планирует их действия;
- создает и обеспечивает поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.8. В целях реализации мероприятия по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер администрация района осуществляет:
- планирование и организацию основных видов жизнеобеспечения населения;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
- организацию предоставления населению коммунально-бытовых услуг;
- организацию проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
- оказание населению медицинской помощи;
- определение численности населения, оставшегося без жилья;
- инвентаризацию сохранившегося и оценку состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
- размещение пострадавшего населения в оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;
- предоставление населению информационно-психологической поддержки.
3.9. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:
- создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области гражданской обороны и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;
- организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.
3.10. В целях реализации мероприятия по обнаружению и обозначению территории района (ее части), подвергшейся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению), администрация района:
- организует создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории района, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
- вводит режим радиационной защиты на территории района (ее части), подвергшейся радиоактивному загрязнению;
- организует мониторинг состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценку степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
3.11. В целях реализации мероприятия по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий администрация района:
- заблаговременно создает запасы дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;
- создает и оснащает силы для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, осуществляет их подготовку в области гражданской обороны;
- организует проведение мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
3.12. В целях реализации мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка на территории района (ее части), пострадавшей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акции, администрация муниципального района:
- организует создание и оснащение сил охраны общественного порядка, их подготовку в области гражданской обороны;
- организует восстановление и охрану общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения;
- обеспечивает беспрепятственное передвижение сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организует пропускной режим и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
- организует охрану имущества юридических и физических лиц по договорам, принимает меры по охране имущества, оставшегося без присмотра.
3.13. В целях реализации мероприятия по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время администрация района обеспечивает:
- готовность коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработку планов их действий;
- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем энерго- и водоснабжения;
- создание и подготовку резерва мобильных средств для очистки и транспортировки воды;
- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
- создание запасов резервуаров и емкостей, элементов трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.
3.14. В целях реализации мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время администрация района осуществляет:
- заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;
- создание, подготовку и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
- оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
- организацию работ по поиску тел погибших, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке, опознанию и документированию, перевозке и захоронению;
- организацию санитарно-эпидемиологического надзора.
3.15. В целях реализации мероприятия по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, администрация района организует:
- создание и организацию работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;
- рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- разработку и реализацию в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
- планирование, подготовку и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
- создание страхового фонда документации;
- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3.16. В целях реализации мероприятия по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны администрация района организует:
- создание и оснащение сил гражданской обороны соответствующей техникой и оборудованием;
- подготовку сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
- разработку и корректировку планов действий сил гражданской обороны, а также определяет порядок взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны и обеспечение их действий.

4. Руководство и организационная структура
гражданской обороны на территории района

4.1. Руководство гражданской обороной на территории района осуществляет глава района.
4.2. В целях организации и ведения гражданской обороны руководители гражданской обороны соответствующих уровней издают приказы и распоряжения. Приказы и распоряжения руководителей гражданской обороны в пределах их компетенции обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
4.3. Руководители гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через соответствующие органы управления гражданской обороной, органы управления спасательных служб, эвакуационные органы, комиссию по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций муниципального образования в военное время и другие органы, создаваемые в целях решения задач в области гражданской обороны.
4.4. Органами управления гражданской обороной на территории района являются соответствующие структурные подразделения (работники) по гражданской обороне органов местного самоуправления и организаций.
4.5. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные (эвакоприемные) комиссии.
4.6. Эвакуационные (эвакоприемные) комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей создавших их органов и организаций.
4.7. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
4.8. Для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории района, создаются силы гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны входят аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
4.9. Для осуществления управления гражданской обороной органы местного самоуправления и организации, в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны, создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Состав сил и средств гражданской обороны

5.1. Для выполнения мероприятий гражданской обороны, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории района в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения создается группировка сил гражданской обороны в составе нештатных, штатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
5.2. Аварийно-спасательные формирования - самостоятельные или входящие в состав аварийно-спасательных служб структуры, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ, основу которых составляют подразделения, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
5.3. На территории района могут создаваться спасательные службы муниципальных образований и организаций. Задачи, организация и функции спасательных служб определяются соответствующими положениями о спасательных службах.
5.4. Положения о спасательных службах Аяно-Майского муниципального района (далее - спасательные службы района) разрабатываются и подписываются руководителями соответствующих спасательных служб, согласовываются с руководителями соответствующих спасательных служб Хабаровского края и утверждаются главой района. Положения о спасательных службах организаций разрабатываются организациями и согласовываются с администрацией района, руководителями соответствующих спасательных служб и утверждаются руководителями организаций. Инструкции и указания спасательных служб района по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями, службами муниципальных образований и службами организаций.
5.5. Решение о создании спасательных служб принимается руководителями создающих их органов и организаций. Вид и количество создаваемых спасательных служб определяется на основании расчета объема и характера, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (далее - планы гражданской обороны) задач. По решению главы района могут быть созданы следующие спасательные службы: медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, транспортная, торговли и питания и другие службы. В состав спасательной службы входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5.6. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими акциями. Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района принимает глава муниципального района и руководители организаций в отношении созданных ими сил гражданской обороны. Организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, из числа своих работников создаются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. Для решения задач гражданской обороны на территории района администрацией района могут создаваться и содержаться нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - нештатные формирования). Состав, структура и оснащение нештатных формирований определяются руководителями создавших их органов и организаций в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствие стихийных бедствий (далее - ГУ МЧС России) по Хабаровскому краю.
5.7. Силы и средства организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекаются для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне.
5.8. Сроки приведения в готовность органов управления и сил гражданской обороны проведению мероприятий по подготовке к защите и защите населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, определяются в плане гражданской обороны и защиты населения.

6. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны

6.1. Мероприятия по гражданской обороне организуются в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны.
6.2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий).
6.3. План основных мероприятий на год разрабатывается администрацией района и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных, ситуаций. Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории района в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
6.4. Ведение гражданской обороны на территории района заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения.
6.5. Планы гражданской обороны и защиты населения определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6.6. В целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создаются и содержатся в готовности силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
6.7. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий администрацией района заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные (эвакоприемные) комиссии. Эвакуационные (эвакоприемные) комиссии возглавляются главой района или первым заместителем главы администрации района, председателем комитета по управлению муниципальным имуществом Аяно-Майского муниципального района. Деятельность эвакуационных (эвакоприемных) комиссий регламентируется положениями о них, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
6.8. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, и своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время на территории района организуется сбор и обмен информацией в области гражданской обороны (далее - информация). Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, продолжающими работу в военное время, организациями, имеющими потенциально опасные объекты и эксплуатирующими их, а также организациями, имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и (или) военное время. Сбор и обмен информацией в области гражданской обороны, формы донесений и сроки их представления осуществляется в порядке, определенном ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.
6.9. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории района осуществляется в мирное время и включает в себя:
- разработку и корректировку планов гражданской обороны и защиты населения Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края (далее - население района);
- создание, подготовку и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач гражданской обороны и защиты населения района;
- создание и подготовку к работе в условиях военного времени органов и пунктов управления;
- создание, подготовку и обеспечение готовности к действиям эвакуационных органов всех уровней;
- экспертную оценку, составление перечней материальных и культурных ценностей, подлежащих вывозу в безопасные районы, подготовку тары и упаковочного материала, личного состава погрузочно-разгрузочных команд;
- определение необходимого количества транспортных средств для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные места;
- подготовка мест размещения эвакуированного населения, хранения вывозимых материальных и культурных ценностей в безопасных местах;
- создание и подготовку территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных формирований и руководство их деятельностью;
- организацию и поддержание взаимодействия с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами военного командования, исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления;
- планирование и организацию основных видов жизнеобеспечения населения;
- планирование и руководство проведением мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций;
- подготовку к проведению инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций и предприятий;
- определение потребности и создание запасов финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, защите населения;
- планирование обеспечения органов управления, сил гражданской обороны автотракторной и иной специальной техникой, приборами и инструментами, горюче-смазочными материалами, продовольствием и водой, средствами связи, средствами медицинской, радиационной и химической защиты, медицинским и вещевым имуществом, средствами обеззараживания, строительными материалами, топливом, другими видами материальных и технических средств и их защиты;
- поддержание в исправном состоянии и в постоянной готовности техники, привлекаемой к решению задач гражданской обороны.
6.10. Ведение гражданской обороны на территории района осуществляется при приведении системы гражданской обороны в установленные степени готовности и в условиях военного времени и включает в себя:
6.10.1. По вопросам управления мероприятиями гражданской обороны:
- приведение в готовность системы управления организации;
- развертывание работы штабов, боевых расчетов гражданской обороны на пункте управления;
- организация и проведение мероприятий, обеспечивающих устойчивое управление органами управления, силами и средствами при осуществлении мероприятий гражданской обороны.
6.10.2. По вопросам обеспечения оповещения населения района:
- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, территориальной системы оповещения населения;
- своевременное оповещение населения района об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6.10.3. По вопросам медицинского обеспечения населения района:
- организация и проведение медицинских, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам;
- организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- обеспечение санитарного благополучия населения (рабочих и служащих), устранение неблагоприятных санитарных последствий применения противником средств массового поражения.
6.10.4. По вопросам социального обеспечения населения района:
- организация всесторонней социальной помощи населению района, пострадавшему от опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, включая террористические акты;
- инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения района, размещение людей, оставшихся без жилья, в оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также организация подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда.
6.10.5. По вопросам транспортного обеспечения населения района:
- мониторинг исправности транспорта, а также транспорта, остающегося после мобилизации на объектах экономики, независимо от его ведомственной принадлежности и форм собственности;
- организация и осуществление транспортных перевозок в целях гражданской обороны (вывоз эвакуируемого населения района, материальных и культурных ценностей в безопасную зону, доставка сил гражданской обороны и рабочих смен к местам работ, эвакуация пораженных в больничные базы, доставка материальных средств, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ).
6.10.6. По вопросам инженерного обеспечения населения района: организация строительства недостающего фонда защитных сооружений (быстровозводимых убежищ и противорадиационных укрытий) для защиты населения района от всех видов поражающих факторов и последствий применения современных средств поражения;
- организация инженерного оборудования пунктов управления, сборных и промежуточных пунктов эвакуации, станций посадки и высадки эвакуируемого населения района, приемных эвакуационных пунктов и мест размещения людей в безопасных местах;
- восстановление в приоритетном порядке объектов экономики в условиях военного времени;
- ведение инженерной разведки на маршрутах ввода сил гражданской обороны, в очагах поражения и зонах катастрофического затопления;
- осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов, специальных инженерных сетей и коммуникаций жилищно-коммунального хозяйства, их срочное восстановление;
- проведение неотложных работ по локализации и ликвидации аварий на специальных инженерных сетях и коммуникациях.
6.10.7. По вопросам жилищно-коммунального обеспечения населения района:
- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени;
- организация безотказной работы защищенной системы водоснабжения, создания запасов воды и поддержания в готовности технических средств ее доставки;
- организация защиты водоисточников и сооружений водопроводного хозяйства от заражения химически опасными, отравляющими, радиоактивными веществами и биологическими средствами;
- организация лабораторного контроля питьевой и сточных вод в пунктах водоснабжения;
- организация и проведение санитарной обработки людей, обеззараживания одежды, объектов, техники, территорий и воды на коммунально-бытовых предприятиях района;
- организация и осуществление срочного захоронения трупов;
- организация размещения пострадавшего и эвакуированного населения района, их коммунально-бытового обеспечения.
6.10.8. По вопросам обеспечения населения района товарами первой необходимости и питанием:
- организация обеспечения горячим питанием или сухими пайками пострадавшего и пораженного населения района до поступления его в стационарные лечебные учреждения;
- снабжение товарами первой необходимости населения района, а также личного состава аварийно-спасательных формирований в исходных районах и при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организация доставки и передачи на санитарно-обмывочные пункты комплектов белья, одежды и обуви;
- организация защиты товарных запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости от поражающих факторов оружия массового поражения и других средств нападения противника, учета потерь этих запасов.
6.10.9. По вопросам обеспечения горюче-смазочными материалами и энергоснабжением:
- организация обеспечения горюче-смазочными материалами автотракторной, иной специальной техники и других технических средств, привлекаемых для проведения мероприятий по гражданской обороне;
- обеспечение бесперебойной подачи газа, топлива, электрической энергии для обеспечения нужд населения и функционирования организаций при ведении гражданской обороны;
- организация обеспечения электрической энергией населения района (организаций), аварийно-спасательных формирований в ходе проведения ими аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организация проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов энергоснабжения;
- организация и проведение мероприятий по светомаскировке.
6.10.10. По вопросам обеспечения охраны общественного порядка:
- охрана и оборона важных в стратегическом отношении объектов, объектов на коммуникациях, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей в военное время;
- обеспечение в установленном порядке надзора (контроля) за соблюдением должностными лицами и населением района правил световой маскировки, карантина, выполнением решений органов государственной власти по вопросам обеспечения общественного порядка при введении военного положения и при проведении мероприятий гражданской обороны;
- обеспечение общественного порядка и безопасности дорожного движения на маршрутах ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, при проведении в них аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также при выводе из этих очагов пострадавших.
6.10.11. По вопросам противопожарного обеспечения:
- обеспечение готовности сил и средств противопожарной службы и нештатных формирований;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости населенных пунктов и предприятий;
- спасение и эвакуация людей из горящих, задымленных и загазованных зданий и сооружений;
- привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности.
6.10.12. По вопросам дорожного обеспечения:
- разработка мероприятий, направленных на содержание в исправном состоянии автомобильных дорог и мостов;
- организация строительства новых дорог, оборудование колонных путей и переправ;
- ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;
- осуществление мероприятий по техническому прикрытию автомобильных дорог, ликвидация в кратчайший срок их разрушений и повреждений, предназначенных для ввода сил в районы аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуации пораженных (создание запасов строительных материалов и готовых конструкций, выделение и расстановка сил и средств для выполнения восстановительных работ на важнейших объектах и участках дорог).
6.10.13. По вопросам защиты животных и растений:
- проведение мероприятий по защите животных, растений и продукции животноводства, растениеводства на объектах сельскохозяйственного производства от оружия массового поражения;
- организация ветеринарной и фитопатологической разведки;
- ведение наблюдения и проведение лабораторного контроля за зараженностью продуктов животноводства, растениеводства, кормов и воды.
6.10.14. По вопросам проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей:
- развертывание и обеспечение работы эвакуационных органов всех уровней;
- проведение мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные места;
- обеспечение размещения, первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения района в безопасных местах;
- организацию и ведение регистрационного учета, а при необходимости и документирование эвакуированного населения в местах его размещения.
6.10.15. По вопросам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ:
- создание и поддержание в готовности к действиям группировки сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- ведение всех видов разведки на маршрутах ввода сил;
- обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка на маршрутах ввода сил и в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- проведение мероприятий по учету потерь населения района.

7. Заключительные положения

7.1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации норм и требований в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------