Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.01.2014 по делу N А73-11613/2013 <Требования предпринимателя о признании незаконным отказа в принятии заявления, об обязании принять документы для предоставления услуги по подготовке и выдаче разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства и провести административные процедуры удовлетворены, поскольку органом местного самоуправления не представлены доказательства о наличии оснований для отказа в приеме документов>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 января 2014 г. по делу № А73-11613/2013

Резолютивная часть судебного акта объявлена 30 декабря 2013 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе
судьи Серга Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания С.А. - секретарем судебного заседания,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя П.В.
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 № 01-50/10886 "Об отклонении заявления",
об обязании Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск"; подготовить и направить ИП П.В. в течение 30 дней проект постановления Администрации г. Хабаровска о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешений реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3700 кв. м., местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52; опубликовать данный проект постановления Администрации г. Хабаровска в средствах массовой информации и разместить на сайте Администрации г. Хабаровска;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель Г.О. по доверенности от 25.04.2013;
от администрации - О.Ю. по доверенности от 13.12.2012 № 1.1.27-514; С.И. по доверенности от 09.12.2012 № 1.1.27-514;

установил:

Индивидуальный предприниматель П.В. (далее - заявитель, ИП П.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации города Хабаровска (далее - Администрация) с заявлением:
- о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 № 01-50/10886 "Об отклонении заявления";
- об обязании Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск"; подготовить и направить ИП П.В. в течение 30 дней проект постановления Администрации г. Хабаровска о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешений реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3700 кв. м., местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52; опубликовать данный проект постановления Администрации г. Хабаровска в средствах массовой информации и разместить на сайте Администрации г. Хабаровска;
В судебном заседании представитель предпринимателя требования, изложенные в заявлении, поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представители Администрации в судебном заседании требования предпринимателя не признали по основаниям, изложенным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно договору купли-продажи от 13.03.2006 № 871, свидетельствам о государственной регистрации права от 24.08.2010 27-АВ 457285, 27-АВ 457284, кадастровому паспорту П.В. на праве собственности принадлежит Гостиница "Центральная", назначение: нежилое, общей площадью 5 965,8 кв. м., адрес объекта: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, лит.А, кадастровый (или условный) номер: 27-27-01/041/2005-652, а также земельный участок под здание, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 3700 кв. м., адрес объекта: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, кадастровый (или условный) номер : 27:23:0030213:5.
15.07.2013 П.В. обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска с заявлением от 15.07.2013 (вх. № 5801) о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5, расположенном по ул. Пушкина, 52.
К заявлению приложены копии паспорта и доверенности на П.Е.; распечатка из публичной кадастровой карты с указанием границ рядом расположенных земельных участников, но не имеющих общих границ с земельным участком по ул. Пушкина, 52; генплан после реконструкции.
На заявление предпринимателем получен ответ Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска от 07.08.2013 № 01-50/10886 "Об отклонении заявления", в котором указано, что комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки принято решение об отказе в приеме документов для предоставления муниципальной услуги.
Не согласившись с решением Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 № 01-50/10886 "Об отклонении заявления" предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проанализировав представленные доказательства, суд считает заявление индивидуального предпринимателя П.В. подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из положений части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.
В силу части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 7 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг,
- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 14 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ предусмотрено, что стандарт предоставления муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Порядок, сроки и последовательность действий по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" определены в Административном регламенте (далее - Административный регламент), утвержденном Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 № 1336.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативно-правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства Заявитель подает (направляет) заявление о предоставлении такого разрешения с приложением схемы планировочной организации земельного участка с указанием места отклонения по отступу от границ земельного участка, а также копию документа, удостоверяющего личность Заявителя либо личность и полномочия представителя физического или юридического лица на подачу заявления, и копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель Заявителя.
Согласно пункту 2.6.2. Административного регламента Департамент запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, в порядке и сроки, установленные законодательством, следующие документы:
а) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок или объект капитального строительства;
б) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, и правообладателях помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение;
в) копию кадастрового паспорта земельного участка, на котором предполагается строительство, реконструкция объекта, не соответствующего установленным параметрам строительства.
Для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства Заявитель вправе представить по собственной инициативе документы, указанные в настоящем подпункте.
В силу пункта 2.6.3. Административного регламента если права на земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которого испрашивается разрешение, не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то Заявитель представляет соответствующие правоустанавливающие документы самостоятельно.
Пунктом 2.6.4. Административного регламента предусмотрено, что в случае, если для предоставления муниципальной услуги необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся Заявителем, при обращении за получением муниципальной услуги Заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие Заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган или организацию. Действие настоящего подпункта не распространяется на лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими.
Пунктом 2.7 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
- не представлены документы, указанные в качестве приложения к заявлению;
- отсутствие в заявлении фамилии Заявителя, направившего обращение, и адреса, по которому должен быть направлен ответ;
- невозможность прочтения заявления и приложенных документов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что все документы, указанные в качестве приложения к заявлению, имелись в наличии, фамилия заявителя и адрес указаны, заявление и приложенные документы читаемы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.7 Административного регламента.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации Администрация города Хабаровска была не вправе была отказать в приеме документов для предоставления муниципальной услуги.
Судом отклоняется довод администрации о том, что в представленных документах отсутствует схема планировочной организации земельного участка, поскольку это не является основанием для отказа в приеме документов, предусмотренным пунктом 2.7 Административного регламента. При этом, администрацией не представлено доказательств, что приложенный заявителем генеральный план после реконструкции не позволяет начать предоставление соответствующей муниципальной услуги.
Иные доводы Администрации города Хабаровска о правомерном отказе в приеме документов также отклоняются, поскольку перечень оснований для отказа в приеме документов является исчерпывающим, а пунктом 1 части 1 статьи 6 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ установлена обязанность предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как указывает предприниматель, оспариваемое решение Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 № 01-50/10886 "Об отклонении заявления", которым предпринимателю отказано в приеме документов, нарушает права и законные интересы ИП П.В. в осуществлении предпринимательской деятельности и началу осуществления работ по реконструкции гостиницы "Центральная".
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, решение Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 № 01-50/10886 "Об отклонении заявления" подлежит признанию незаконным, а требования предпринимателя подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве правовосстановительной меры суд считает более правильным обязать Администрацию г. Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять заявление и документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", отклоненные решением от 07.08.2013 № 01-50/10886, провести соответствующие административные процедуры в соответствии с пунктом 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" (утв. Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 № 1336).
В вышеуказанном виде правовосстановительная мера позволяет полностью, без исключений, реализовать все административные процедуры в сроки, последовательности и в порядке, предусмотренном административным регламентом.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. подлежат взысканию с Администрации города Хабаровска в пользу ИП П.В.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Требования индивидуального предпринимателя П.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 № 01-50/10886 "Об отклонении заявления".
Обязать Администрацию города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять заявление и документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", отклоненные решением от 07.08.2013 № 01-50/10886, провести соответствующие административные процедуры в соответствии с пунктом 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" (утв. Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 № 1336).
Взыскать с Администрации города Хабаровска в пользу индивидуального предпринимателя П.В. судебные расходы в виде уплаченной при обращении в арбитражный суд государственной пошлины в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
Д.Г.СЕРГА


------------------------------------------------------------------