Решение Хабаровского УФАС России от 07.05.2014 N 15 <О нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в обслуживании прибора учета газа не в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя такого прибора и минимальными объемами работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, применении цены за услугу по его обслуживанию, путем выставления счета потребителю, указания в счетах за последующие периоды долга, а также в дальнейшем настаивании на оплате счета и заключении договора на обслуживание>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. № 15

Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии:
Заявителя - <...>;
<...> - представителя ОАО "Х" (доверенность от 23.12.2013 № 04-22/406),
<...> - представителя ОАО "Х" (доверенность от 04.03.2014 № 04-22/482),
рассмотрев дело № 3-1/160 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Х" (далее - ОАО "Х") (местонахождение: <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление гр. <...>, направленное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю на действия ОАО "Х" в части взимания платы за техническое обслуживание прибора учета газа.
В результате рассмотрения заявления и приложенных к нему документов Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
23.11.2000 по адресу г. Хабаровск, установлен и принят в эксплуатацию прибор учета газа "Kumho Electric" (страна-изготовитель Корея, г. Сеул). В 2011 году данный прибор прошел государственную поверку в Хабаровском Центре стандартизации, метрологии и сертификации.
25.10.2012 слесарем ВДГО ОАО "Х" <...> по адресу г. Хабаровск, <...>, произведено техническое обслуживание четырехгорелочной газовой плиты "Горенье" и прибора учета газа "Kumho Electric". По результатам технического обслуживания составлен акт-ведомость по техническому обслуживанию газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых и общественных зданий от 25.10.2012 (без расшифровки видов работ), который подписан заявителем. При этом за выполнение услуг (работ) по техническому обслуживанию прибора учета газа ОАО "Х" выставило за ноябрь 2012 года гр. <...> платеж в размере 108 рублей 76 копеек.
Гр. <...> обратился в ОАО "Х" с заявлением от 09.02.2013 об отмене услуги по техническому обслуживанию прибора учета газа и аннулированию счета, выставленного за услугу по техническому обслуживанию прибора учета газа в ноябре 2012 года, в связи с тем, что данная услуга является навязанной и противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации.
ОАО "Х" письмом от 01.03.2013 № 12-06/1218 направило для подписания договор на техническое обслуживание бытового прибора учета газа. При этом согласно указанному письму гр. <...> необходимо оплатить услугу по техническому обслуживанию бытового прибора учета газа, оказанную 25.10.2012.
Также письмом от 19.04.2013 № 12-06/2280-1, направленном гр. <...>, ОАО "Х" указало на необходимость обращения гр. <...> в ОАО "Х" для заключения договора на техническое обслуживание бытового прибора учета газа. В противном случае, как следует из письма от 19.04.2013 № 12-06/2280-1, ОАО "Х" вправе применить положение пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, о приостановлении подачи газа.
В связи с указанными обстоятельствами гр. <...> обратился с заявлением в прокуратуру Хабаровского края (вх. от 13.05.2013 № С-4987-13).
Письмом от 17.07.2013 № 07-20/3559 ОАО "Х" на запрос Хабаровского УФАС России от 03.06.2013 № 6/5056 пояснило, что основанием взимания платы за техническое обслуживание является оказание услуги и ее принятие абонентом. Приемка работы осуществляется в момент подписания абонентом акта-ведомости по техническому обслуживанию газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых и общественных зданий.
При этом ОАО "Х" указало, что плата за техническое обслуживание прибора учета газа в размере 108 рублей 76 копеек за ноябрь 2012 года взималась на основании калькуляции на техническое обслуживание бытового газового счетчика с 01.07.2012. На основании указанной калькуляции при техническом обслуживании бытового газового счетчика проводятся следующие работы: внешний осмотр счетчика и наличие пломбы на присоединении счетчика; проверка соединения на герметичность с помощью прибора и мыльной эмульсии; проверка работоспособности счетчика и даты последней поверки; запись в журнале.
Согласно Прейскуранту цен на услуги по техническому, аварийному обслуживанию и ремонту внутреннего газопровода и бытового газового оборудования жилых зданий на 2013 год, введенного в действие приказом временно исполняющего обязанности генерального директора <...> от 29.12.2012 № 680, цена на услуги по техническому обслуживанию бытового газового счетчика с 01.07.2013 составляет 125,04 руб.
Как следует из письма ОАО "Х" от 17.07.2013 № 07-20/3559 в договоре на техническое обслуживание прибора учета газа определен перечень работ (пункт 1.1) и предусмотрено, что техническое обслуживание бытового прибора учета газа производится при техническом обслуживании газоиспользующего оборудования, но не реже одного раза в три года (пункт 1.2).
Пунктом 1.1 договора на техническое обслуживание прибора учета газа установлено, что в объем работ по техническому обслуживанию прибора учета газа входит:
- внешний осмотр прибора учета газа с целью выявления отсутствия внешних видимых повреждений счетчика и дефектов;
- проверка герметичности мест соединения прибора учета газа с газопроводом и устранение выявленных утечек;
- предупреждение абонента о необходимости проведения очередной поверки прибора учета газа;
- снятие показаний прибора учета газа;
- инструктаж потребителя о правилах безопасной эксплуатации прибора учета газа.
Как следует из пояснений ОАО "Х" от 17.07.2013 № 07-20/3559, у ОАО "Х" отсутствуют копии эксплуатационной документации изготовителя прибора учета газа, установленного по адресу г. Хабаровск.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом Хабаровского УФАС России от 08.05.2013 № 249/27 ОАО "Х" включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" и имеет долю более 50% на рынке услуг по техническому, аварийному обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО) в жилом фонде на территории Хабаровского края.
При наличии достаточных оснований для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю приказом от 24.09.2013 № 623 возбуждено дело № 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/160.
В ходе рассмотрения дела № 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (в редакции Постановления Правительства от 06.05.2011 № 354), "внутридомовое газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Пунктом 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, установлено, что в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входят следующие виды работ:
1) техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение:
а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;
б) технического обслуживания и ремонта групповых и индивидуальных баллонных установок;
в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования;
г) аварийного обслуживания потребителей газа и проведения аварийно-восстановительных работ;
2) Техническое диагностирование стальных газопроводов сети системы газопотребления;
3) Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования;
4) Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа;
5) Замена баллонов сжиженных углеводородных газов в групповых и индивидуальных баллонных установках.
Пунктом 5 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, установлено, что к первоочередным работам, осуществляемым специализированной организацией по содержанию внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном состоянии, относятся:
- проверка целостности наружных и внутренних газопроводов сети газопотребления, состояние их окраски и креплений, наличия и состояния защитных футляров в местах прокладки газопроводов через наружные и внутренние конструкции зданий.
- выявление утечек газа из разъемных соединений отключающих устройств, проверка и восстановление работоспособности отключающих устройств.
- проверка давления газа перед газоиспользующим оборудованием при всех работающих горелках и после прекращения подачи газа при газоснабжении от индивидуальных баллонных установок.
- проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах в помещении установки бытового газоиспользующего оборудования, состояния соединительных труб с дымовым каналом, выявление утечек газа, разборка и смазка кранов газоиспользующего оборудования, проверка работоспособности и регулировка автоматики безопасности, регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы.
- устранение выявленных утечек газа.
- замена (при необходимости) отдельных участков газопроводов, отключающих устройств, соединительных деталей, узлов и деталей газоиспользующего оборудования.
- инструктаж потребителей по правилам безопасного пользования газом в быту.
Пунктом 6 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, определено, что минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния приведены в Приложении 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 8 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования обеспечивается путем:
- технического обслуживания наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, бытового газоиспользующего оборудования в жилых помещениях и помещениях общественного назначения, индивидуальных баллонных установок (включая замену баллонов);
- технического диагностирования стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;
- технической инвентаризации газоиспользующего оборудования в жилых помещениях и помещениях общественного назначения;
- технического обслуживания групповых баллонных установок (включая замену баллонов);
- обслуживания систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа.
На основании пункта 17 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, обслуживание приборов учета газа проводится в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителей.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России по делу № 3-1/160 установлено, что в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входит в том числе обслуживание индивидуальных приборов учета газа. При этом обслуживание приборов учета газа проводится в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителей.
Комиссией Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела № 3-1/160 установлено, что у ОАО "Х" отсутствует эксплуатационная документация изготовителя на прибор учета газа, установленный по адресу г. Хабаровск, <...>.
Вместе с тем, 25.10.2012 слесарем ВДГО ОАО "Х" <...> по адресу г. Хабаровск, произведено техническое обслуживание четырехгорелочной газовой плиты "Горенье" и прибора учета газа "Kumho Electric". При этом за оказанные услуги по техническому обслуживанию прибора учета газа ОАО "Х" выставило за ноябрь 2012 года гр. <...> платеж в размере 108 рублей 76 копеек.
Как установлено Комиссией, гр. <...> не оплатил платеж за выполнение работ по техническому обслуживанию прибора учета газа от 25.10.2012 и с декабря 2012 года ОАО "Х" выставляет в отношении гр. <...> счета с долгом в размере 108 рублей 76 копеек.
Письмом от 08.04.2014 № 07-22/1206 ОАО "Х" представило хронометражные наблюдения технического обслуживания бытового газового счетчика и технического обслуживания газовой четырехгорелочной плиты с указанием стоимости по каждому виду работ (услуг) и процентной доли выполняемых работ (услуг).
В соответствии с хронометражными наблюдениями при техническом обслуживании бытового газового счетчика слесарю по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда необходимо выполнить следующие работы (услуги):
1. Переезд (переход) от службы до объекта и с объекта на объект - 47,61 руб. (0,44%);
2. Произвести внешний осмотр счетчика и наличие пломбы на присоединение счетчика - 3,91 руб. (0,04%):
2.1. Проверить наличие пломб, целостность стекла, правильность монтажа счетчика;
3. Проверить соединения на герметичность с помощью прибора и мыльной эмульсии - 3,91 руб. (0,04%):
3.1. Взять губку и мыло,
3.2. Намылить шланг, кран,
3.3. Визуальный осмотр: есть утечка или нет;
4. Проверить работоспособность счетчика и дату последней поверки - 33,76 руб. (0,31%):
4.1. Обмыливание всех резьбовых соединений, на газовой плите кипятим 1 л воды для проверки исправности прибора учета, производится проверка даты последней поверки;
5. Сделать запись в журнале - 13,36 руб. (0,12%):
5.1. Запись в акте-ведомости номер прибора учета и показание;
6. Выход из квартиры - 6,21 руб. (0,06%).
Таким образом, стоимость за техническое обслуживание бытового газового счетчика составляет 108 рублей 76 копеек и не дифференцируется в зависимости от указаний эксплуатационной документации изготовителя на прибор учета газа.
В соответствии с хронометражными наблюдениями при техническом обслуживании газовой четырехгорелочной плиты слесарю по эксплуатации и ремонту газового оборудования 2 разряда необходимо выполнить следующие работы (услуги):
1. Переезд (переход) от службы до объекта и с объекта на объект - 117,70 руб. (0,1976%);
1.1. Проверить соответствие установки газовой плиты и прокладки газопровода в помещении нормативным требованиям, наличие свободного доступа к газопроводу и плите - 21,42 руб. (0,0360%):
1.2. Визуальный осмотр: объем помещения, наличие естественного освещения, вентиляции, прокладка газопровода, наличие свободного доступа;
2. Проверить наличие тяги в вентиляционном канале - 15,27 руб. (0,0256%):
2.1. Прикладывание листка бумаги к вентканалу, если вытяжка, то проверка работы вытяжки;
3. Проверить давление газа перед плитой - 37,20 руб. (0,0625%):
3.1. Установить манометр;
3.2. Закрыть кран на опуске;
3.3. Открыть кран горелки, на которую установлен манометр;
3.4. Определяем давление газа по манометру;
4. Проверить надежность крепления стола к корпусу плиты, отсутствие механических повреждений решетки стола, исправность духового шкафа - 42,65 руб. (0,0716%):
4.1. Проверка наличия болтов крепления стола к корпусу плиты;
4.2. Осмотр решетки стола (чтобы была не прогоревшей, целой без механических повреждений);
4.3. Обмыливаем резьбовые соединения газопровода на горелку д/шкафа;
4.4. Осмотр дверцы д/шкафа (целое стекло, плотное прилегание, кронштейны без механических повреждений);
4.5. Включаем д/шкаф, проверяем горение;
5. Проверить плавность и легкость вращения кранов плиты и на опуске, надежность фиксирования их в положении "закрыто" и "малое пламя" - 28,40 руб. (0,0477%):
5.1. Поворотом ручки в положение закрыто, смотрим, чтобы пламя погасло;
5.2. При наличии положения "малое пламя" смотрим соответствие горения малого пламени;
6. При необходимости производится регулировка;
6.1. При необходимости разобрать, очистить от смазки и смазать краны - 93,78 руб. (0,1575%):
6.2. Закрыть кран перед плитой;
6.3. Открыть стол плиты;
6.4. Убрать панель;
6.5. Открутить стопорный винт;
6.6. Убрать шток;
6.7. Вынуть пробку крана;
6.8. Протереть чистой ветошью пробку крана и корпус крана;
6.9. Прочистить соединение крана с рампой;
6.10. Смазать пробку крана смазкой;
6.11. Произвести сборку в обратной последовательности (все 5 кранов на плите);
7. Проверить герметичность соединений от крана на опуске до кранов плиты с помощью мыльной эмульсии - 44,93 руб. (0,0754%):
7.1. Взять губку и мыло;
7.2. Намылить шланг, кран;
7.3. Визуальный осмотр: есть утечка или нет;
8. При необходимости устранить утечку газа - 27,86 руб. (0,0468%):
8.1. Открыть крышку стола;
8.2. Устраняем утечку газа: производим замену прокладок под накидные гайки газопроводов или уплотнительных колец на газоотводящих трубках;
8.3. Проводим повторное обмыливание или опрессовку каждой горелки;
9. Прочистить горелки и отрегулировать горение газа на всех режимах работы плиты - 32,50 руб. (0,0546%):
9.1. Специальным инструментом производим чистку отверстия сопла на горелке;
9.2. Регулируем горение газа регулировочным винтом на кране плиты;
10. В плите повышенной комфортности проверить автоматику зажигания горелок, вращение вертела и работоспособность предохранительного устройства, прекращающего подачу газа в горелку при погасании пламени, - 81,46 руб. (0,1368%):
10.1. Проверяем автоматику путем включения горелки стола или д/шкафа;
10.2. При обнаружении неисправности: зачищаем контакты термопары, подтягиваем прижимную гайку термопары;
11. Проинструктировать абонента - 24,16 руб. (0,0406%):
11.1. Абоненту проводится подробный инструктаж по Правилам пользования газом в быту;
11.2. Выдается памятка;
12. Сделать запись в журнале - 16,19 руб. (0,0272%):
12.1. Газовое оборудование, прошедшее техническое обслуживание, записывается в акт-ведомость за подписью абонента;
12.2. Если обнаружены замечания, дополнительно выписывается предписание для устранения нарушения;
13. Выход из квартиры - 12,08 руб. (0,0203%).
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, согласно акту-ведомости по техническому обслуживанию газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых и общественных зданий от 25.10.2012, техническое обслуживание бытового прибора учета газа, установленного по адресу <...>, г. Хабаровск, производилось одновременно при техническом обслуживании газоиспользующего оборудования (четырехгорелочной газовой плиты).
При этом ОАО "Х" включило расходы по переезду (переходу) сотрудника ОАО "Х" от службы до объекта и с объекта на объект, расходы на выход из квартиры в состав стоимости как технического обслуживания прибора учета газа, так и технического обслуживания газоиспользующего оборудования (четырехгорелочной газовой плиты), установленных по адресу г. Хабаровск, <...>.
Таким образом, Комиссия констатирует, применение цены за услугу (работу) по техническому обслуживанию прибора учета газа, которая включает расходы по переезду (переходу) сотрудника ОАО "Х" от службы до объекта и с объекта на объект, расходы на выход из квартиры при одновременном оказании 25.10.2012 гр. <...> услуг (работ) по техническому обслуживанию прибора учета газа и техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования (с применением цены, которая включает расходы по переезду (переходу) сотрудника ОАО "Х" от службы до объекта и с объекта на объект, расходы на выход из квартиры) может привести к оплате расходов, которые уже учтены ОАО "Х" в цене за техническое обслуживание газоиспользующего оборудования (четырехгорелочной газовой плиты) и оплачены гр. <...>., что создает угрозу наступления последствий в виде ущемления интересов гр. <...>.
Определением о назначении дела № 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 08.10.2013 № 6/7450) Хабаровское УФАС России просило пояснить ОАО "Х" осуществляется ли обслуживание приборов учета газа, установленных в многоквартирных и жилых домах г. Хабаровска, в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя прибора учета газа.
Письмом от 30.10.2013 № 07-20/5035 на определение Хабаровского УФАС России о назначении дела № 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 08.10.2013 № 6/7450) ОАО "Х" пояснило Комиссии, что проведение технического обслуживания приборов учета газа осуществляется на основании: Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, пунктов 7.1.1, 7.1.3 "ГОСТ Р 54961-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация", утвержденного Приказом Росстандарта от 22.08.2012 № 251-ст, Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", договора на техническое обслуживание прибора учета газа.
Таким образом, Комиссией установлено, что согласно письму ОАО "Х" от 30.10.2013 № 07-20/5035 при техническом обслуживании приборов учета газа, установленных в многоквартирных и жилых домах г. Хабаровска, ОАО "Х" не руководствовалось указаниями эксплуатационной документации изготовителей приборов учета газа.
Также определением о назначении дела № 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 08.10.2013 № 6/7450) Хабаровское УФАС России просило пояснить ОАО "Х" требуется ли в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя обслуживание прибора учета газа, установленного по адресу г. Хабаровск, <...>, в силу положений пункта 17 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239.
Письмом от 30.10.2013 № 07-20/5035 ОАО "Х" пояснило Комиссии, что техническое обслуживание прибора учета газа по адресу г. Хабаровск, <...>, проводилось в соответствии с требованиями пункта 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, пункта 7.1.3 "ГОСТ Р 54961-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация", утвержденного Приказом Росстандарта от 22.08.2012 № 251-ст, Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
Таким образом, Комиссия констатирует, что при техническом обслуживании прибора учета газа, установленного по адресу г. Хабаровск, <...>, ОАО "Х" не руководствовалось указаниями эксплуатационной документации изготовителя прибора учета газа.
Кроме того, Комиссией Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела № 3-1/160 установлено, что между ОАО "Х" и гр. <...> договор на техническое обслуживание бытового прибора учета газа не заключен. Согласно письму ОАО "Х" от 25.12.2013 № 07-20/5848 заявок на выполнение ремонтных работ по техническому обслуживанию прибора учета газа от гр. <...>. в ОАО "Х" не поступало.
Также Комиссия констатирует, что Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" вступило в силу 01.06.2013, "ГОСТ Р 54961-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация", утвержденный Приказом Росстандарта от 22.08.2012 № 251-ст, введен в действие 01.01.2013. Таким образом, указанные документы не действовали по состоянию на дату проведения технического обслуживания прибора учета газа, установленного по <...>, г. Хабаровск, а именно 25.10.2012.
Как следует из писем ОАО "Х" от 05.03.2014 № 07-22/763, от 08.04.2014 № 07-22/1206, состав работ по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования соответствует Примерному прейскуранту на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденному Приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 № 35. Данный прейскурант является типовым и на его основе разработаны Прейскурант цен на услуги ОАО "Х" по техническому обслуживанию, ремонту внутридомового газового оборудования - действующий с 01.01.2012 (введен в действие приказом генерального директора ОАО "Х" от 15.07.2011 № 514), Прейскурант цен на услуги ОАО "Х" по техническому, аварийному обслуживанию и ремонту внутреннего газопровода и бытового газового оборудования жилых зданий - действующий с 01.07.2013 (введенного в действие приказом временно исполняющего обязанности генерального директора ОАО "Х" Р. от 29.12.2012 № 680).
Согласно письмам ОАО "Х" от 05.03.2014 № 07-22/763, от 08.04.2014 № 07-22/1206 в состав работ по техническому обслуживанию прибора учета газа включены следующие работы: внешний осмотр счетчика и наличие пломбы на присоединение счетчика; проверка соединения на герметичность с помощью прибора и мыльной эмульсии; проверка работоспособности счетчика и даты последней поверки; запись в журнале.
Данные работы включены, как поясняет ОАО "Х", на основании пункта 10.3.7 Стандарта отрасли "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки. ОСТ 153-39.3-051-2003", утвержденного Минэнерго Российской Федерации от 27.06.2003 № 259, пункта 10.1.28 Состава (содержания) работ к Примерному прейскуранту на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденному Приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 № 35, а также приложения № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239.
Вместе с тем, примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденный Приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 № 35, не является нормативным правовым актом, а носит рекомендательный характер.
Приведенный в приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, минимальный объем работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования определяет перечень работ, которые в обязательном порядке подлежат проведению при техническом обслуживании внутридомового газового оборудования. При этом указанный в приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, объем работ распространяется на газоиспользующее оборудование, газопроводы сети потребления, групповые и индивидуальные баллонные установки сжиженного углеводородного газа.
Согласно Стандарту отрасли "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки. ОСТ 153-39.3-051-2003", утвержденному Минэнерго Российской Федерации от 27.06.2003 № 259:
газоиспользующее оборудование (установка) - оборудование, использующее газ в качестве топлива (котлы, турбины, печи, газопоршневые двигатели, технологические линии и др.),
бытовое газоиспользующее оборудование - оборудование, использующее газ в качестве топлива для бытовых нужд потребителей; личных, семейных, домашних, хозяйственных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью (приборы, аппараты, теплогенераторы и котлы для поквартирного теплоснабжения и др.).
Пунктом 8.1 Правил технической эксплуатации и требований безопасности труда в газовом хозяйстве Российской Федерации, утвержденных Приказом Росгазификации от 20.10.1991 № 70-П, установлено, что газовое оборудование жилых и общественных зданий, предприятий бытового обслуживания населения непроизводственного характера включает в себя вводные и внутренние газопроводы (от запорного устройства на вводе до приборов) и газовые приборы: плиты, водонагреватели, отопительные печи, котлы и т.п., использующие газ в качестве топлива.
При этом согласно главе 3 "ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденный Приказом Росстандарта от 10.09.2010 № 242-ст, под прибором учета газа понимается средство измерения, используемое для определения объема газа, перемещенного через контролируемую точку сети газораспределения (газопотребления).
Пунктом 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317, установлено, что "газоиспользующее оборудование" - котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного отопления, горячего водоснабжения, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.
Учитывая изложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела № 3-1/160 констатирует, что прибор учета газа не относится к газоиспользующему оборудованию.
Кроме того, Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, Стандарт отрасли "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки. ОСТ 153-39.3-051-2003", утвержденный Минэнерго Российской Федерации от 27.06.2003 № 259, не содержат требований о проведении при техническом обслуживании прибора учета газа таких работ как осмотр счетчика и наличия пломбы на присоединении счетчика, проверка работоспособности счетчика и даты последней поверки, запись в журнале.
Таким образом, услуги (работы) по техническому обслуживанию прибора учета газа, принадлежащего гр. <...>, проведены сотрудником ОАО "Х" 25.10.2012 не в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя прибора учета газа, а также не соответствуют минимальному объему работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, указанному в Приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239.
При этом Комиссия констатирует, что поскольку приборами учета газа оборудованы не все жилые помещения, то компенсация ОАО "Х" расходов, связанных с проверкой на герметичность соединения прибора учета газа и газопровода с помощью прибора и мыльной эмульсии путем их включения в состав работ по техническому обслуживанию прибора учета, для тех абонентов, у которых установлены приборы учета газа, соответствует требованиям, установленным в пункте 1.4 Приложения № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств газопроводов сети газопотребления, газоиспользующего оборудования и групповых баллонных установок).
Таким образом, при отсутствии сведений о конкретных указаниях эксплуатационной документации изготовителей об обслуживании прибора учета газа, отсутствии волеизъявления гр. <...> в части выполнения отдельных работ в отношении прибора учета газа (отсутствие заключенного договора, заявки, задания и т.п.) применение цены за услугу (работу) по техническому обслуживанию прибора учета газа путем выставления счета за ноябрь 2012 года может привести к компенсации ОАО "Х" расходов, не предусмотренных минимальными объемами работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, установленными в Приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (за исключением проведения проверки соединения на герметичность с помощью прибора и мыльной эмульсии), что создает угрозу наступления последствий в виде ущемления интересов гр. <...>
Также, как следует из имеющегося в распоряжении Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела № 3-1/160 руководства по эксплуатации ОАО "А" на счетчик газа СГ16МТ-Р, СГ75МТ-Р (ЛГФИ.407221.046РЭ), техническое обслуживание проводится с целью обеспечения работоспособности счетчика в период его эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя: ежесменный осмотр качества крепежных соединений на предмет отсутствия повреждений корпуса и наличия пломб; проверку состояния соединительных кабелей (при использовании с электронным корректором); смазку подшипников счетчика не реже одного раза в 3 месяца; учет всех профилактических работ и времени наработки счетчика при эксплуатации; своевременное представление счетчика на поверку. При обнаружении загрязнения проточной части счетчика, неравномерности вращения турбинки или повреждений деталей счетчика перед поверкой в обязательном порядке подвергать разборке, промывке и дефектации с заменой поврежденных или изношенных деталей. К техническому обслуживанию относится также демонтаж счетчика для проведения ремонта или для хранения и монтаж после ремонта (хранения), устранение простейших неисправностей.
По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела № 3-1/160 установила, что действия ОАО "Х" по обслуживанию 25.10.2012 прибора учета газа, принадлежащего гр. <...>, не в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя прибора учета газа и не в соответствии с минимальными объемами работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, установленными в приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (за исключением проверки соединений на герметичность с помощью прибора и мыльной эмульсии), и применению цены на услуги (работы) по техническому обслуживанию прибора учета газа путем выставления счета за ноябрь 2012 года, указания в счетах за последующие периоды долга в размере 108 рублей 76 копеек, а также дальнейшее настаивание ОАО "Х" на оплате указанного счета и заключении договора на техническое обслуживание прибора учета газа путем направления писем от 01.03.2013 № 12-06/1218, от 19.04.2013 № 12-06/2280-1 (в части указания работ по техническому обслуживанию прибора учета газа не в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя прибора учета газа и не в соответствии с минимальными объемами работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, установленным в приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239) могло привести к ущемлению интересов гр. (в частности: оплата дополнительных работ, не предусмотренных эксплуатационной документацией изготовителя прибора учета газа и минимальным объемом работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, установленным в Приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, и иными документами; приостановление подачи газа).
При этом согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В ходе рассмотрения дела № 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Х" не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ОАО "Х", также установлено не было.
Всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности свидетельствует о пренебрежительном отношении ОАО "Х" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по техническому, аварийному обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО) в жилом фонде, имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Названные действия, указывающие на пренебрежительное отношение ОАО "Х" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права, свидетельствуют о наличии в действиях ОАО "Х" существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие вины ОАО "Х" в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, установленного настоящим решением.
С учетом вышеизложенного Комиссия констатирует, что действия ОАО "Х" по обслуживанию 25.10.2012 прибора учета газа, принадлежащего гр. <...>, не в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя прибора учета газа и не в соответствии с минимальными объемами работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, установленными в приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (за исключением проверки соединений на герметичность с помощью прибора и мыльной эмульсии), и применению цены за услугу (работу) по техническому обслуживанию прибора учета газа, путем выставления счета за ноябрь 2012 года, указания в счетах за последующие периоды долга в размере 108 рублей 76 копеек, а также дальнейшее настаивание ОАО "Х" на оплате указанного счета и заключении договора на техническое обслуживание прибора учета газа путем направления писем от 01.03.2013 № 12-06/1218, от 19.04.2013 № 12-06/2280-1 (в части указания работ по техническому обслуживанию прибора учета газа не в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя прибора учета газа и не в соответствии с минимальными объемами работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, установленными в приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239), могли привести к ущемлению интересов гр. <...>, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для выдачи предписания о прекращении ОАО "Х" нарушения антимонопольного законодательства.
Также учитывая, что ОАО "Х" установило для всех абонентов единую цену на услугу (работу) по техническому обслуживанию прибора учета газа в 2012-2013 годах и, как пояснило ОАО "Х", при техническом обслуживании прибора учета газа ОАО "Х" не руководствуется указаниями эксплуатационной документации изготовителя на прибор учета газа, то в ситуациях со схожими фактическими обстоятельствами, установленными настоящим решением, действия ОАО "Х" также могли привести к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности Комиссия считает необходимым выдать ОАО "Х" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "Х" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в действиях ОАО "Х" по обслуживанию 25.10.2012 прибора учета газа, принадлежащего гр. <...>, не в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя прибора учета газа и не в соответствии с минимальными объемами работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, установленными в приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (за исключением проверки соединений на герметичность с помощью прибора и мыльной эмульсии), и применению цены за услугу (работу) по техническому обслуживанию прибора учета газа путем выставления счета за ноябрь 2012 года, указания в счетах за последующие периоды долга в размере 108 рублей 76 копеек, а также в дальнейшем настаивании ОАО "Х" на оплате указанного счета и заключении договора на техническое обслуживание прибора учета газа путем направления писем от 01.03.2013 № 12-06/1218, от 19.04.2013 № 12-06/2280-1 (в части указания работ по техническому обслуживанию прибора учета газа не в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя прибора учета газа и не в соответствии с минимальными объемами работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, установленными в приложении № 1 к Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239).
2. Выдать ОАО "Х" предписание о прекращении ОАО "Х" нарушения антимонопольного законодательства, а также о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 7 мая 2014 г. № 3

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения № 15 от 07.05.2014 по делу № 3-1/160 о нарушении ОАО "Х" (адрес местонахождения: <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО "Х" в срок до 23 июня 2014 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, установленное решением Комиссии Хабаровского УФАС России № 15 от 07.05.2014 по делу № 3-1/160.
2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания ОАО "Х" произвести изменение размера платы за услугу (работу) по техническому обслуживанию прибора учета газа, принадлежащего гр. <...>, выполненную сотрудником ОАО "Х" 25.10.2012, с учетом выводов Комиссии Хабаровского УФАС России, изложенных в решении Комиссии Хабаровского УФАС России № 15 от 07.05.2014 по делу № 3-1/160.
3. ОАО "Х" с момента получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, подобных действиям, признанным решением Комиссии Хабаровского УФАС России № 15 от 07.05.2014 по делу № 3-1/160 нарушением антимонопольного законодательства.
4. С целью исполнения пункта 3 настоящего предписания ОАО "Х":
4.1. Обслуживание приборов учета газа проводить в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителей приборов учета газа (за исключением случаев наличия волеизъявления граждан на выполнение отдельных работ в отношении прибора учета газа (наличие заключенного договора, заявки, задания и т.п.), а также в случае изменения нормативно-правового регулирования в сфере технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, устанавливающего дополнительные либо отличные от предусмотренных пунктом 17 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, требования к обслуживанию приборов учета газа);
4.2. При наличии обстоятельств, аналогичных рассмотренным в деле № 3-1/160 о нарушении антимонопольного законодательства, не допускать включения в состав цены на услугу (работу) по техническому обслуживанию прибора учета газа расходы на переезд (переход) сотрудника ОАО "Х" от службы до объекта и с объекта на объект, расходов на выход из квартиры при одновременном выполнении услуг (работ) по техническому обслуживанию прибора учета газа и услуги (работы) по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования, в состав которых включены расходы на переезд (переход) сотрудника ОАО "Х" от службы до объекта и с объекта на объект, расходы на выход из квартиры.
5. ОАО "Х" в срок до 23 июля 2014 года сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------