По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.04.2014 по делу N А73-2584/2014 <Невыполнение обществом мероприятий по получению разрешения на строительство объекта капитального строительства в срок, установленный предписанием органа строительного надзора, а также выполнение строительных работ на объекте до получения указанного разрешения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по делу № А73-2584/2014
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Центральный продовольственный рынок" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьей 19.5 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: С. действующая по доверенности от 09.01.2014 г. № 1-32-52, Л. действующая по доверенности от 09.01.2014 г. № 1-32-47;
от лица, привлекаемого к ответственности: М. действующая по доверенности от 01.04.204 г.
Сущность спора: Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края (далее - заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Центральный продовольственный рынок" (далее - общество, ООО "Центральный продовольственный рынок") к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края дала пояснения по существу вменяемого правонарушения, просила суд привлечь к административной ответственности ООО "Центральный продовольственный рынок" по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Представитель лица, привлекаемого к ответственности, в судебном заседании факт совершенного административного правонарушения не признала, считает, что построенные торговые павильоны не являются объектом капитального строительства.
В ходе судебного разбирательства суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центральный продовольственный рынок" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1092721000767, ИНН 2721165281.
17.07.2013 Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края на основании акта проверки № 21 от 13.06.2013 выдано предписание № 06-21-П22/2013 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства "торговые павильоны на территории ООО "Центральный продовольственный рынок", которым ООО "Центральный продовольственный рынок" было предписано:
- в срок до 01.02.2014 получить разрешение на строительство объекта - "торговые павильоны на территории ООО "Центральный продовольственный рынок". Не выполнять строительные работы на объекте до получения в установленном законом порядке разрешения на строительство.
18.02.2014 Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края на основании распоряжения от 16.02.2014 № 155-р в присутствии представителя Общества М. была проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства "торговые павильоны на территории ООО "Центральный продовольственный рынок", задачей которой являлся надзор за соблюдением участниками строительства законодательства о градостроительной деятельности, а также проверка предписания от 17.07.2013 № 06-21-П22/2013 об устранении нарушений обязательных требований.
В ходе проведения проверки установлен факт события административного правонарушения предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно ООО "Центральный продовольственный рынок" не выполнен в установленный срок предписание от 17.07.2013 № 06-21-П22/2013.
По результатам проверки составлен акт от 18.02.2014 № С03-22/2014.
По факту неисполнения предписания от 17.07.2013 № 06-21-П22/2013 в отношении ООО "Центральный продовольственный рынок", в присутствии директора Общества У., 28.02.2014 составлен протокол об административном правонарушении в области строительства № С05-22/2014 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
За невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (часть 4 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, положением о Главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр, органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, является Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
Государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (пункт 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 2 статьи 54 предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Согласно части 6 статьи 54 Кодекса, по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Из пункта 14 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД-11-04-2006) (утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129) также следует, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении выявленных нарушений
В силу статьи 58 Кодекса лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что на момент проведения Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края проверки исполнения предписания от 17.07.2013 № 06-21-П22/2013, ООО "Центральный продовольственный рынок" не выполнено в установленный срок (до 01.02.2014) законное предписание уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - не выполнены мероприятия по получению разрешения на строительство объекта капитального строительства. Не исполнено предписание в части не выполнения строительных работ на объекте до получения в установленном законом порядке разрешения на строительство.
Представитель ООО "Центральный продовольственный рынок" не согласен с требованиями административного органа ссылаясь на часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ где выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), а также строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Считает, что указанные объекты предназначены для временного размещения арендаторов. В данном случае перемещение торговых павильонов возможно без значительного ущерба их назначению, следовательно, они не могут быть признаны капитальными. Так же ссылается на заключение о правовом статусе павильонов "Новый Базар 1" и "Новый Базар 2", расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 19.
Суд считает, что спорный объект - торговые павильоны, расположенные по ул. Льва Толстого, 19, - не относится к объектам временным и некапитальным по следующим основаниям.
Несущий каркас возведенного объема здания спорного объекта составляют: железобетонный фундамент, металлический каркас, железобетонные перекрытия по штампнастилу, лестничные марши и площадки - железобетонные по металлическим косоурам и балкам. Указанный объект прочно связан с землей, и не может быть демонтирован и перенесен в другое место без нанесения ущерба его назначению. Согласно статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства подобных объектов застройщик обязан получить разрешение на строительство.
Не отрицается возможность повторного использования отдельных конструкций после разборки (демонтажа) здания при соответствующем обосновании, но объект в целом, перенести и использовать не возможно.
В соответствие со статьей 346.27 Налогового кодекса РФ киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца. Павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
В силу пункта 2.1.2 постановления администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 № 3101 "Об утверждении Положения о движимых вещах и стоянках автомобильного транспорта" павильон - это строение, имеющее зал для обслуживания посетителей, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест и предназначенное для тех же целей, что и киоск, общей площадью не более 40 м2.
Спорный объект не относится ни к одной из названных категорий, т.к. согласно проекту на спорный объект минимальная площадь одно этажа составляет 286,2 м2.
Согласно проектному решению общая площадь здания после реконструкции - 1557,8 м2, следовательно, по своим параметрам спорный объект попадает под государственный строительный надзор, так как проектная документация на указанный объект должна проходить экспертизу в соответствии с ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.
Заявитель утверждает, что выданное должностным лицом предписание от 17.07.2013 № 06-21-П22/2013 о получении разрешения на строительство спорных объектов было заведомо невыполнимо.
Однако, предписание выдавалось в период строительство объекта, а не после окончания строительства. В данном случае застройщик должен был приостановить строительство и предпринять все меры для получения разрешения на строительство. В данном случае застройщик продолжил строительство объекта без разрешительной документации, в нарушение требований градостроительного законодательства, а затем начал эксплуатацию объекта.
Представленное заключение о правовом статусе павильонов "Новый базар 1" и "Новый базар 2", расположенных по адресу г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 19, выполненное ООО "Агентство ХЭО", не содержит информации о степени работоспособности возведенного объекта. Вывод заключения содержит информацию о том, что возводимый объект - это временное строение сборно-разборного типа, при этом в заключении не указывается, на каком основании сделан такой вывод, отсутствуют ссылки на соответствующий нормативный документ или законодательный акт.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о достаточности данных, указывающих на наличие в бездействии ООО "Центральный продовольственный рынок" признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1. КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи, с чем у суда имеются основания для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Факт неисполнения обществом законного предписания Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края подтверждается материалами дела и по существу представителем общества в судебном заседании не оспорен.
Вина общества выражается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований и условий, предусмотренных действующим законодательством в области градостроительной деятельности. Суду не представлено объективных причин, которые бы препятствовали обществу своевременно исполнить п. 3 предписания уполномоченного органа строительного надзора.
Обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.
Порядок привлечения к административной ответственности соответствует требованиям КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств вменяемого правонарушения, судом не усматривается.
Суд считает возможным применить к правонарушителю минимальную санкцию, предусмотренную частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края, л/с 04221200830), ИНН 2721196900, КПП 272101001, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, БИК 04081300, ОКТМО 08701000, КБК 87311690040040000140.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 202 - 206 АПК РФ, частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, арбитражный суд
решил:
общество с ограниченной ответственностью "Центральный продовольственный рынок", находящееся по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, д. 19, ОГРН 1092721000767, ИНН 2721165281, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья
КАЛАШНИКОВ А.Г.
------------------------------------------------------------------