Постановление Администрации Бикинского муниципального района от 21.04.2014 N 50 "Об утверждении порядка внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"



АДМИНИСТРАЦИЯ БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. № 50

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Руководствуясь Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, администрация Бикинского муниципального района постановляет:
1. Утвердить порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в администрации Бикинского муниципального района.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава муниципального района
А.М.Швиткий





УТВЕРЖДЕН
Постановлением
администрации Бикинского
муниципального района
от 21 апреля 2014 г. № 50

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА В АДМИНИСТРАЦИИ БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Настоящий порядок устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля фактов хозяйственной жизни администрации Бикинского муниципального района.
Порядок разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, Налогового кодекса, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, постановления администрации Бикинского муниципального района от 01.04.2014 № 37 "Об утверждении Примерного порядка осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами источников финансового дефицита бюджета района внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".

Осуществление внутреннего финансового контроля

1. Цели и задачи внутреннего финансового контроля
1.1. Внутренний финансовый контроль проводится в целях:
- предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства РФ;
- повышения эффективности и результативности деятельности администрации района;
- формирования своевременной и надежной финансовой и управленческой информации.
1.2. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
- соблюдение требований законодательства РФ и финансовой дисциплины;
- проверка целесообразности финансово-хозяйственных операций;
- определение правомерности использования денежных средств, поступающих в администрацию района, в том числе целевого характера, эффективности и экономности;
- контроль за состоянием бюджетного и налогового учета, формированием достоверной и полной отчетности по результатам деятельности;
- установление соответствия осуществляемых операций полномочиям сотрудников;
- установление наличия имущества, а также соблюдение требований по его сохранности и эффективности использования;
- оперативное выявление и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц;
- контроль за своевременным и полным устранением выявленных по результатам контрольных мероприятий нарушений и недостатков, принятие решений по возмещению причиненного ущерба.

2. Организация внутреннего финансового контроля
2.1. В ходе внутреннего финансового контроля проверяются (объектами контроля являются):
- сметные (плановые) документы (планы, сметы, нормы расходов, расчеты плановой (нормативной) себестоимости);
- договоры и контракты (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками);
- документы, определяющие организацию и ведение учета, составление и представление отчетности (учетная политика, положение о комиссии по поступлению и выбытию активов, положение об инвентаризационной комиссии и пр.);
- бюджетный учет (полнота и точность данных, оформление первичных документов и регистров учета, соблюдение норм действующего законодательства при ведении учета);
- бюджетная, статистическая, налоговая и иная отчетность;
- имущество администрации района и имущество казны муниципального района (наличие, условия эксплуатации, меры по обеспечению сохранности, обоснованность расходов на содержание);
- обязательства администрации района (наличие, причины образования, своевременность погашения задолженности);
- трудовые отношения с работниками (порядок оформления приказов, правила начисления заработной платы, назначения и выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат, порядок рассмотрения трудовых споров, соблюдение норм трудового законодательства);
- применяемые информационные технологии (их возможности, степень и эффективность использования, режим работы, меры по ограничению несанкционированного доступа, автоматизированная проверка целостности данных и пр.).
2.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется следующими лицами (субъекты контроля):
- должностные лица (работники) администрации района в соответствии с их обязанностями (полномочиями);
- руководители подразделений и (или) старшие по должности работники администрации в соответствии с их обязанностями;
- комиссия по внутреннему финансовому контролю в соответствии с ее функциями и полномочиями (далее - комиссия);
- глава района и (или) его заместители.
2.3. Внутренний финансовый контроль в администрации проводится в трех формах:
- предварительный контроль осуществляется до совершения факта хозяйственной жизни: при обсуждении, утверждении и исполнении решений по финансовым и хозяйственным вопросам. Такой контроль позволяет определить, насколько целесообразна и правомерна та или иная операция. Предварительный контроль осуществляется главой района (его заместителями), заведующим сектором учета и отчетности администрации, руководителями структурных подразделений при исполнении их должностных обязанностей;
- текущий контроль осуществляется непосредственно на стадии совершения фактов хозяйственной жизни: при составлении и утверждении сметных (плановых), расчетных, договорных и иных документов. Текущий контроль проводится непрерывно работниками администрации при исполнении их должностных обязанностей;
- последующий контроль осуществляется после совершения фактов хозяйственной жизни путем анализа и проверки первичной документации, данных бухгалтерского учета и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых мероприятий. Последующий контроль обеспечивается комиссией по внутреннему финансовому контролю.
Последующий финансовый контроль осуществляется путем проведения:
- отдельных контрольных мероприятий;
- плановых проверок;
- внеплановых проверок.
2.3.1. Контрольные действия могут проводиться:
- сплошным способом - проведение контрольных действий в отношении всей совокупности фактов хозяйственной жизни, относящихся к изучаемому вопросу проверки;
- выборочным способом - проведение контрольных действий в отношении части фактов хозяйственной жизни, относящихся к изучаемому вопросу проверки.
2.3.2. Плановые проверки проводятся комиссией в соответствии с утвержденным главой района планом контрольных мероприятий на текущий год, содержащим:
- тематику и объекты плановой проверки;
- перечень контрольных мероприятий и процедур;
- сроки проведения плановых проверок.
2.3.3. Внеплановые проверки проводятся комиссией по вопросам, в отношении которых есть информация (или) достаточная вероятность возникновения нарушений, незаконных (или) ошибочных действий. Основанием для проведения внеплановой проверки является распоряжение администрации, в котором указываются объекты внеплановой проверки, перечень контрольных мероприятий и сроки проведения проверки.

3. Комиссия по внутреннему финансовому контролю
3.1. Состав комиссии по внутреннему финансовому контролю утверждается распоряжением администрации, в котором указываются:
- Ф.И.О. и должность лица, назначенного председателем комиссии;
- Ф.И.О. и должность лиц, назначенных членами комиссии;
- срок действия полномочий названных лиц.
3.2. Лица, входящие в состав комиссии, должны:
- знать законодательные и иные нормативные акты РФ, локальные акты администрации, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность администрации, и руководствоваться ими при проведении проверок;
- быть независимыми и объективными при оценке нарушений, выявленных в ходе контроля;
- документально обосновывать выявленные нарушения и причины их возникновения.
3.3. В обязанности комиссии входят:
- разработка плана контрольных мероприятий до начала текущего года;
- проведение контрольных мероприятий;
- выявление в ходе проверок нарушений (ошибок, недостатков, искажений);
- анализ результатов проверок и составление актов проверок;
- подготовка и принятие мер по устранению выявленных нарушений и рекомендаций по их недопущению в дальнейшем;
- контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных нарушений;
- информирование главы района о проведенных контрольных мероприятиях;
- представление главе района ежегодного отчета о проделанной работе.
3.4. Лица, входящие в состав комиссии, в рамках своих полномочий вправе:
- проверять первичные документы, регистры, а также иные необходимые документы;
- проводить инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей;
- проводить встречные проверки;
- получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемых структурных подразделений;
- получать необходимые для проверки материалы на бумажных носителях, а также получать доступ к электронным документам;
- принимать меры по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля
4.1. Результаты предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя главы района, в которых приводится перечень выявленных нарушений, а также мероприятия (рекомендации) по их устранению и недопущению в дальнейшем.
4.2. Результаты последующего контроля оформляются актом проверки. Данный акт составляется комиссией и содержит:
- объекты проверки, их характеристику и состояние;
- сроки проведения проверки;
- перечень контрольных процедур и мероприятий, которые были применены в ходе проверки;
- описание выявленных нарушений и причины их возникновения;
- перечень мер по устранению выявленных нарушений с указанием сроков, ответственных лиц;
- рекомендации по недопущению в дальнейшем возможных нарушений;
- обобщающие выводы.
Акт проверки подписывается председателем и членами комиссии и представляется главе района для утверждения. К акту прилагаются письменные объяснения работников администрации, относящиеся к вопросам проверки.
По согласованию с главой района устанавливаются сроки ознакомления с актом проверки и выполнения мероприятий по устранению нарушений.
Лица, не согласные с результатами проверки, отображенными в акте, вправе представить письменные возражения или замечания.
4.3. По истечении сроков для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений комиссия представляет главе района информацию о выполнении данных мероприятий или их невыполнении с указанием причин.
4.4. Служебные записки и акты проверок, содержащие результаты внутреннего финансового контроля, являются документами внутреннего пользования, а информация, изложенная в них, - конфиденциальной. Лица, уполномоченные на проведение такого контроля, не вправе разглашать и передавать эту информацию третьим лицам.

5. Ответственность лиц, участвующих в проверке
5.1. Ответственность за организацию и функционирование внутреннего финансового контроля возлагается на главу муниципального района.
5.2. Лица, уполномоченные на проведение внутреннего финансового контроля, несут ответственность за разработку контрольных мероприятий, проведение и развитие внутреннего финансового контроля в рамках своей компетенции и в соответствии с должностными обязанностями. В случае недобросовестного исполнения таких обязанностей указанные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.
5.3. Лица, виновные в совершении нарушений, выявленных по результатам проверок, привлекаются к ответственности согласно законодательству РФ.

Осуществление внутреннего финансового аудита

1. Цели и задачи внутреннего финансового аудита
Целями и задачами внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

2. Организация внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым главой муниципального района.
2.2. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные и выездные.
2.3. Должностные лица подразделения внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
2) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
3) привлекать независимых экспертов, в том числе из числа должностных лиц иных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, для проведения экспертиз, необходимых при осуществлении аудиторских проверок.
Сроки направления и исполнения запросов устанавливаются главным администратором бюджетных средств.
2.4. Должностные лица подразделения внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок обязаны:
1) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
2) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита (далее - представитель объекта аудита) с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).

3. Планирование внутреннего финансового аудита
3.1. Составление, утверждение плана внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее - план внутреннего финансового аудита), внесение изменений в него осуществляется в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств, с учетом требований определенных настоящим Примерным Порядком.
3.2. План внутреннего финансового аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане внутреннего финансового аудита указывается проверяемая бюджетная процедура и объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
3.3. При планировании аудиторских проверок учитываются:
- значимость операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) бюджетных средств в случае их неправомерного исполнения;
- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения, существенность и уровень автоматизации контрольных действий при осуществлении внутреннего финансового контроля;
- наличие значимых бюджетных рисков;
- степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.4. В целях составления плана внутреннего финансового аудита подразделение внутреннего финансового аудита обязано провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля в текущем (отчетном) финансовом году;
- проведения в текущем (отчетном) финансовом году контрольных мероприятий органами муниципального финансового контроля района в отношении объектов аудита.
3.5. План внутреннего финансового аудита составляется и утверждается до начала очередного финансового года.

4. Проведение аудиторских проверок
4.1. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.
4.2. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем подразделения внутреннего финансового аудита.
4.3. Программа аудиторской проверки должна содержать:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объектов аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
- сроки и этапы проведения аудиторской проверки.
При составлении программы аудиторской проверки формируется группа должностных лиц, проводящих аудиторскую проверку (далее - аудиторская группа), и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Состав аудиторской группы утверждается руководителем подразделения внутреннего финансового аудита.
4.4. В ходе аудиторской проверки в отношении бюджетной процедуры и (или) объектов аудита проводится исследование:
- осуществления внутреннего финансового контроля;
- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия новым изменениям в области бюджетного учета;
- наличия автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении бюджетных процедур;
- вопросов бюджетного учета;
- вопросов наделения правами доступа пользователей к базам данных, к вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, правами по формированию финансовых и бухгалтерских документов, а также правами доступа к активам и записям в регистрах бухгалтерского учета.
4.5. Аудиторская проверка проводится путем выполнения инспектирования, наблюдения, запроса, опросов, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
4.6. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
Документы, подготавливаемые и (или) получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, приобщаются к материалам аудиторской проверки и должны включать:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении планов внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- копии договоров, соглашений, протоколов, первичных учетных документов, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам, третьим лицам и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
4.7. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на материалах аудиторской проверки, подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
4.8. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления, основания проведения внеплановых аудиторских проверок определяются порядком, утвержденным главным администратором бюджетных средств.

5. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового аудита
5.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита. Представитель объекта аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
Форма акта, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита предусматриваются и устанавливаются главным администратором бюджетных средств.
5.2. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
5.3. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта направляется руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств. По результатам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств принимает решение о:
- необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок.

6. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
6.1. Подразделения внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления ими внутреннего финансового аудита (далее - отчетность).
6.2. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации, Хабаровского края и органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения, актов главного администратора (администраторов) бюджетных средств, а также повышению эффективности использования бюджетных средств.
6.3. Порядок составления и представления отчетности утверждается главным администратором бюджетных средств.

Заключительные положения

1. Настоящее положение вводится в действие постановлением администрации и подлежит применению в части, не противоречащей законодательству РФ и иным нормативным актам РФ, а также Уставу муниципального района.
2. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются постановлением администрации.


------------------------------------------------------------------