По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Хабаровского краевого суда от 18.03.2014 по делу N 3-16/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 20.09.2013 N 282-пр "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками" в части определения границы зоны затопления правовыми актами органов местного самоуправления>
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2013 г. по делу № 3-16/2014
Хабаровский краевой суд в составе:
судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Т.
с участием прокурора Сырчиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании незаконным с момента издания в части пункт 2 постановления Правительства Хабаровского края № 282-пр от 20.09.2013 г. "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками",
установил:
Правительством Хабаровского края 20 сентября 2013 г. принято постановление № 282-пр "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками" (далее - Постановление Правительства Хабаровского края № 282-пр от 20.09.2013 г.).
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Тихоокеанская звезда", № 178 от 24 сентября 2013 г. и в Собрании законодательства Хабаровского края 12 октября 2013 г., № 9 (часть 1).
Б. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным с момента издания п. 2 Постановления Правительства Хабаровского края № 282-пр от 20.09.2013 г. в части определения границы зоны затопления (подтопления) правовыми актами органов местного самоуправления.
Заявитель и его представитель, действующий на основании доверенности П., извещенные о времени и месте судебного разбирательства заблаговременно по правилам ст. 113 ГПК РФ в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Правительства Хабаровского края, по доверенности З. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что п. 2 Постановления № 282-пр от 20.09.2013 г. принят Правительством Хабаровского края в пределах полномочий, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права заявителя.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Сырчиной Л.Н., полагавшей требования Б. подлежащими отклонению за необоснованностью, суд приходит к следующему.
Обращаясь с требованиями об оспаривании положений п. 2 Постановления Правительства Хабаровского края № 282-пр от 20.09.2013 г., заявитель указывает на то, что Постановление Правительства Хабаровского края № 282-пр от 20.09.2013 г. в оспариваемой части противоречит ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которая гарантирует гражданам Российской Федерации право: на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Поскольку Правительство Хабаровского края наделило орган местного самоуправления правом определять границы зоны подтопления, он лишен возможности получить единовременную материальную помощь, так как дом, в котором он проживает, не включен в определенные постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 02.10.2013 г. № 31143-па границы зоны затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
Таким образом, доводы заявителя фактически сводятся к несогласию с тем, что дом, в котором он проживает, не включен в границы зоны затопления, определенные названным постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре. При этом заявитель полагает идентичными понятия "границы зон чрезвычайных ситуаций" и "границы зоны затопления (подтопления)", в связи с чем делает вывод об отсутствии у Правительства Хабаровского края полномочий по принятию оспариваемой нормы.
Данные доводы основаны на неверном применении и истолковании норм права.
В силу п. 2 Постановления Правительства Хабаровского края № 282-пр от 20.09.2013 г. единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь в связи с утратой имущества, указанные в пункте 1 настоящего постановления, выплачиваются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
Указанная норма носит отсылочный характер, не регулирует вопросы установления границы зоны затопления (подтопления) и не нарушает права пострадавших от паводка граждан на получение материальной и финансовой помощи.
В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
В силу Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый ст. 1).
Федеральный законодатель, определяя единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее основные задачи, принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. ст. 4, 4.1, 5, 6, 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ), одновременно разграничил полномочия в этой сфере между уровнями государственной власти.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
В соответствии с подп. "б" п. 25 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794) решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации.
Таким образом, режим ЧС вводится для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего уровня реагирования. Определение границы территории или границы зоны чрезвычайной ситуации при введении режима ЧС осуществляется с целью приведения данных органов управления и сил на соответствующей территории в состояние готовности для принятия мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в зависимости от классификации ЧС и характера ее развития.
Протоколом выездного заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности от 07.08.2013 г. № 6 на территориях Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев, Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации федерального уровня функционирования органов управления и сил подсистем РСЧС.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 № 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 09 августа 2013 г. с 12 часов 00 минут для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный уровень реагирования.
На момент издания данного распоряжения определить границы зоны чрезвычайной ситуации не представлялось возможным, поэтому названным распоряжением были определены границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, что соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794.
В рамках полномочий комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Хабаровского края (далее - Комиссия), созданной постановлением Правительства Хабаровского края от 06.09.2010 № 250-пр, п. 3 Протокола Комиссии от 09.08.2013 № 23 на территории Хабаровского края установлен режим ЧС регионального характера, Правительству края рекомендовано ввести для органов управления и сил Хабаровского края территориальной подсистемы РСЧС в границах, в том числе, городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" режим ЧС.
В свою очередь постановлением Главы г. Комсомольска-на-Амуре от 12.08.2013 № 140/1 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", введен с 12.00 часов 12 августа 2013 г. для органов управления, сил и средств Комсомольского-на-Амуре городского звена территориальной подсистемы РСЧС режим "Чрезвычайной ситуации" и для них установлен местный уровень реагирования.
Таким образом, определение границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в Хабаровском крае в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, и включение в указанную зону г. Комсомольска-на-Амуре в целом, произведено уполномоченным органом в установленном законом порядке.
Пунктом 2 Постановления Правительства Хабаровского края № 282-пр от 20.09.2013 г. предусмотрено, что единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь в связи с утратой имущества, указанные в пункте 1 настоящего постановления, выплачиваются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
Определение границ зоны затопления (подтопления) является одним из видов работ, необходимых для проведения эвакуационных мероприятий, а также определения потребности финансовых средств для предоставления выплат пострадавшим гражданам.
ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 ("Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения"), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 № 267, определяет, что затопление - это покрытие территории водой в период половодья или паводков, соответственно зона затопления (подтопления) - это территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды по сравнению с пропускной способностью русла. Подтопление - это повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.
Таким образом, границы зоны затопления (подтопления) устанавливаются на территории, на которой введен режим чрезвычайной ситуации. Цель определения границы зоны затопления (подтопления) - определение потребности финансовых средств для предоставления выплат пострадавшим гражданам.
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций определены в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
Определение границ зоны затопления (подтопления) является одним из видов работ, проводимых в рамках мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, действия по определению границы зоны затопления (подтопления) являются полномочиями органов местного самоуправления.
Органами местного самоуправления границы зоны затопления (с указанием наименований улиц, номеров домов, иных объектов) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципальных образований края определены в соответствии с требованиями п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 "О мерах по ликвидации крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области органам государственной власти Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", которым рекомендовано органам государственной власти Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и органам местного самоуправления, входящим в состав этих субъектов Российской Федерации, принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения.
Из вышеизложенного следует, что определение границ зоны затопления (подтопления) и определение границ зон ЧС различные юридически значимые понятия.
Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения п. 2 Постановления № 282-пр от 20.09.2013 г. не ставят наличие права на единовременную материальную помощь и финансовую помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайного положения, в зависимость от определения руководителем работ границы зоны ЧС.
При таком положении отсутствует причинно-следственная связь между определением руководителями работ границ зоны ЧС и заявленным Б. нарушением его прав, в частности на не включение дома, в котором он проживает и который был, по его мнению, в зону затопления и, тем самым, лишения его возможности на получение единовременной материальной помощи.
Как указано выше, вопрос об определении границ зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования и включения в данную зону многоквартирных или индивидуальных домов, в которых находятся жилые помещения пострадавших, входит в компетенцию органа местного самоуправления, установившего местный уровень реагирования.
При таком положении суд находит, что норма п. 2 Постановления № 282-пр от 20.09.2013 г. принята Правительством Хабаровского края в пределах компетенции и в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права заявителя, в связи с чем оснований к удовлетворению требований заявленных Б., не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Б. о признании незаконным с момента издания в части пункт 2 постановления Правительства Хабаровского края № 282-пр от 20.09.2013 г. "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 21 марта 2014 г.
Судья
Хабаровского краевого суда
Н.Ю.БАРАБАШ
------------------------------------------------------------------