Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 02.07.2014 по делу N 33-3977/2014 <Иск о возложении обязанности обеспечить аэропорт средствами для передвижения инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, установить визуальную систему средств информации и сигнализации об опасности, оборудовать входные двери фиксаторами для задержки их закрывания удовлетворен правомерно, так как недостаточность финансовых средств не освобождает предприятие от обеспечения указанных лиц социальной гарантией на безопасное и беспрепятственное пользование услугами воздушной перевозки>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу № 33-3977/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего Пестовой Н.В.,
судей Аноприенко К.В., Ющенко И.К.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июля 2014 года в городе Хабаровске дело по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к краевому государственному унитарному предприятию "Хабаровские авиалинии" о возложении обязанности обеспечить аэропорт Николаевск-на-Амуре средствами для передвижения (в том числе кресло-колясками), позволяющими осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, а также установке визуальной системы средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров и оборудованию входных дверей в здание аэровокзала аэропорта Николаевск-на-Амуре фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей,
по апелляционной жалобе краевого государственного унитарного предприятия "Хабаровские авиалинии" на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24 апреля 2014 года,
заслушав доклад судьи И.К. Ющенко, пояснения прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия

установила:

Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КГУП "Хабаровские авиалинии" о возложении обязанности обеспечить аэропорт Николаевск-на-Амуре средствами для передвижения (в том числе кресло-колясками), позволяющими осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, а также установке визуальной системы средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров и оборудованию входных дверей в здание аэровокзала аэропорта Николаевск-на-Амуре фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей, указав, что в ходе проверки соблюдения КГУП "Хабаровские авиалинии" законодательства в сфере защиты прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте установлено, что в аэропорту Николаевск-на-Амуре отсутствуют специальные средства для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющие осуществить перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, входные двери в здание аэровокзала не имеют задержек и фиксаторов, а в самом здании отсутствует дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров указанной категории зрительной информации, что является нарушением прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены. На КГУП "Хабаровские авиалинии" возложена обязанность принять меры к обеспечению аэропорта Николаевск-на-Амуре средствами для передвижения (в том числе креслами-колясками), позволяющими осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, а также установке визуальной системы средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров и оборудованию входных дверей в здание аэровокзала аэропорта Николаевск-на-Амуре фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей, в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С КГУП "Хабаровские авиалинии" в соответствующий бюджет взыскана государственная пошлина <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе КГУП "Хабаровские авиалинии" просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие финансовой возможности для проведения модернизации аэровокзалов. Аэропорт Богородское КГУП "Хабаровские авиалинии" имеет сертификат соответствия в установленном ст. 48 ВК РФ порядке. Кроме того, между КГУП "Хабаровские авиалинии" и Отделением Хабаровской краевой организации "Всероссийское общество инвалидов" заключено соглашение о создании условий беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и лиц с ограниченной подвижностью в здание аэровокзала и указанное соглашение распространяет свое действие на все филиалы предприятия, в том числе, аэропорт Богородское. Сведений о программах подготовки работников транспортной инфраструктуры для обслуживания пассажиров из числа инвалидов, не имеется. Законодательством РФ не установлен порядок предоставления кресел-колясок.
Представители истца в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о дате, времени и месте судебного заседания, об отложении рассмотрения дела не просили, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Государство гарантирует инвалидам меры социальной поддержки, обеспечивающие им условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 указанного Закона предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Статьей 102 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Обязанность обслуживающей организации по обеспечению в аэропорту доставки пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организации их посадки в воздушное судно, а также по обеспечению выхода пассажиров из воздушного судна и доставки пассажиров в здание аэровокзала, установлена п. 93 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом министра транспорта РФ № 82 от 28.06.2007 г.
Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности установлены ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги: 1) предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта; 2) дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации; 3) предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке; 4) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.

В силу п. 5.5.2, 5.1.9 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом министра регионального развития РФ 27.12.2011 г., системы средств и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, должны быть комплексными и предусматривать визуальную, тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги и соответствовать ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264 и учитывать требования СП 1.12130. на путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" или "закрыто" и применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что по результатам проверки в сфере защиты прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте в рамках поручения Дальневосточной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ актом от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в аэропорту отсутствуют специальные средства передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющие осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта; в здании аэровокзала аэропорта Николаевск-на-Амуре отсутствует дублирование предоставляемой и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по слуху зрительной информации и сигнализации об опасности; в здании аэровокзала аэропорта Николаевск-на-Амуре отсутствуют двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд.
Сферой деятельности КГУП "Хабаровские авиалинии", согласно приложения к сертификату ФАВТ ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ, является в том числе, обеспечение обслуживания пассажиров и багажа, доставка пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организация их посадки на воздушное судно, их встреча при высадке из воздушного судна, доставка пассажиров в здание аэровокзала.
Оценивая установленные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции правильно возложил на КГУП "Хабаровские авиалинии" обязанность обеспечить аэропорт Николаевск-на-Амуре средствами для передвижения пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, установить визуальную систему средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров, и оборудовать входные двери в здание аэровокзала фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей.
Ссылка в жалобе на отсутствие у ответчика финансовой возможности для проведения модернизации аэровокзала, не имеет правового значения для разрешения дела, поскольку недостаточность у предприятия финансовых средств не освобождает от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидам и иным лицам с ограничениями жизнедеятельности предусмотренной законом социальной гарантии на безопасное и беспрепятственное пользование услугами воздушной перевозки.
Не имеют правового значения и доводы жалобы о заключенном с Отделением Хабаровской краевой организации "Всероссийское общество инвалидов" соглашении о создании условий беспрепятственного доступа в здание аэровокзала, поскольку указанным соглашением не охватывается весь комплекс мероприятий, предусмотренный приведенными выше правовыми нормами, обязанность по обеспечению проведения которых возложена на оператора аэропорта, имеющего сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, которым и является ответчик.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Определение круга доказательств по делу, их анализ и оценка произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24 апреля 2014 года по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к краевому государственному унитарному предприятию "Хабаровские авиалинии" о возложении обязанности обеспечить аэропорт Николаевск-на-Амуре средствами для передвижения (в том числе кресло-колясками), позволяющими осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, а также установке визуальной системы средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров и оборудованию входных дверей в здание аэровокзала аэропорта Николаевск-на-Амуре фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей - оставить без изменения, а апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Хабаровские авиалинии" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.ПЕСТОВА

Судьи
К.В.АНОПРИЕНКО
И.К.ЮЩЕНКО


------------------------------------------------------------------