Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 02.07.2014 по делу N 33-4157/2014 <В удовлетворении иска о признании за несовершеннолетним ребенком права на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения отказано правомерно, поскольку ребенок истца, родившийся после введения режима чрезвычайной ситуации, не мог проживать в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, меры поддержки направлены на оказание помощи пострадавшим гражданам, а не на полное восстановление или улучшение их жилищных условий>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу № 33-4157/2014

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Чемякиной И.А.
судей Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре К.Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 июля 2014 года дело по исковому заявлению Б.Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Администрации Бельговского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании права на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения, по апелляционной жалобе Б.Е.В. на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 11 апреля 2014 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения Б.Е.В., представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края К.Е.М.,

установила:

Б.Е.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Администрации Бельговского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании права на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения. В обоснование заявленного требования указала, что жилое помещение расположенное по <адрес>, где она зарегистрирована и постоянно проживает попало в зону затопления, произошедшего в августе 2013 года. В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № данное жилое помещение признано непригодным для проживания и восстановлению не подлежит. ДД.ММ.ГГГГ она родила дочь ФИО1, и обратилась в Администрацию Бельговского сельского поселения с заявлением о включении ее (дочери) в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставлением меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения. Однако, ей было отказано, в связи с отсутствием соответствующего пункта в Постановлении Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 года № 347-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае". С данным отказом она не согласна, считает, что он нарушает право дочери как члена ее семьи на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Полагает, что поскольку на момент наводнения она находилась в состоянии беременности, то ее ребенок после рождения имеет право на получение мер социальной поддержки.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 11 апреля 2014 года в удовлетворении исковых требований Б.Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе Б.Е.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм действующего законодательства, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Настаивает на удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края считает принятое по делу решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Б.Е.В. - без удовлетворения.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда на основании следующего.
Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в редакции закона от 28.12.2013 г.).
Статьей 18 данного Закона закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС, однако формы и размеры возмещения не определены.
Согласно постановлению Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Исходя из этого, ущерб гражданам возмещается не в полном объеме, а частично.

В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента РФ от 31.08.2013 года № 693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ было рекомендовано до 15.10.2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подп. "д" п. 2).
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года № 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12 часов 00 минут 09.08.2013 года на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года № 205-пр (пункт введен постановлением от 21.10.2013 года № 347-пр), предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе в форме предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам.
При этом данным пунктом программы, предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки пострадавшим гражданам, проживавшим в утраченных или поврежденных жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещениях, реализуется органами местного самоуправления за счет средств иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, и на цели строительства или приобретения жилых помещений взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилое помещение - <адрес>, где на момент введения чрезвычайной ситуации проживала и была зарегистрирована Б.Е.В., попал в зону затопления, и заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания.
Доказательств, что данное жилое помещение находилось в собственности истицы, или в краевой государственной собственности, Б.Е.В. не представлено. То обстоятельство, что утраченное жилое помещение являлось муниципальной собственностью, ею не отрицалось.
Из заявления Б.Е.В. следует, что основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением послужил отказ в предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения на ее дочь, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после введения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 1.2 "Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года", разработанным в целях реализации мер социальной поддержки (Приложение № 15 к Государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года № 205-пр. (ред. от 09.04.2014)), установлено, что право на получение мер поддержки имеют собственники (сособственники) утраченных жилых помещений или наниматели по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, и (или) члены их семьи, постоянно проживающие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством РФ порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Из вышеприведенной нормы следует, что основаниями для получения меры социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений на основании Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", является факт постоянного проживания в жилом помещении находящихся в краевой государственной собственности, признанным непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на день объявления чрезвычайной ситуации, а также отсутствие другого жилья, пригодного для проживания.
Таким образом, установив, что на дату введения режима чрезвычайной ситуации - ДД.ММ.ГГГГ, ребенок родившийся ДД.ММ.ГГГГ, не мог проживать в жилом помещении, которое в результате наводнения признано непригодным для проживания, приняв во внимание, что правоспособность человека возникает в момент его рождения, и только факт рождения ребенка порождает юридические последствия, т.е. в обязательном порядке влечет за собой возникновение прав у родившегося человека и возникновение по отношению к нему обязанностей у родителей, государства и общества, суд пришел к правильному выводу, что на таких лиц не может распространяться мера социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением и правомерно отказал в удовлетворении заявленных Б.Е.В. требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Б.Е.В., что на момент введения чрезвычайной ситуации она имела <данные изъяты>, что давало основания полагать, что плод будет жизнеспособен, в связи с чем, как член ее семьи дочь имеет самостоятельное право на получение мер социальной поддержки, правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, по изложенным в решении основаниям.
Приведенные в судебном заседании Б.Е.В. доводы о том, что площадь предоставляемого ей в качестве мер социальной поддержки жилого помещения без учета ее дочери, будет недостаточна для комфортного проживания и развития ребенка, основанием для отмены решения служить не могут, поскольку сведений о размере и конфигурации предоставляемого ей жилого помещения, истицей в материалы дела не представлено, отказ в предоставлении мер социальной поддержки на ребенка, не лишает ответчиков возможности предоставить Б.Е.В. жилое помещение с учетом состава семьи, тогда как меры социальной поддержки направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, и не направлены на полное восстановление или улучшение жилищных условий пострадавших граждан, поскольку данные вопросы регулируются нормами Жилищного законодательства, в рамках которого Б.Е.В. вправе требовать предоставления ей жилого помещения равнозначного ранее занимаемому.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат ссылки на факты, не проверенные и не учтенные судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющие юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо опровергающие выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 11 апреля 2014 года, по исковому заявлению Б.Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Администрации Бельговского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании права на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий
ЧЕМЯКИНА И.А.

Судьи
ГЕРАСИМОВА О.В.
ПОЗДНЯКОВА О.Ю.


------------------------------------------------------------------