Решение Хабаровского краевого суда от 03.06.2014 по делу N 3-32/2014 <О признании недействующими пункта 1.1 в части слов "на переправах и наплавных мостах", пункта 1.7, пункта 1.8 в части слов "переправах, наплавных мостах", пункта 3.3 в части слов "и медицинский работник", пункта 4.13.3, раздела 5 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11.09.2006 N 143-пр>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. по делу № 3-32/2014

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Т., с участием прокурора Титовой Н.В., представителя заинтересованного лица З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Хабаровского края о признании противоречащими законодательству и недействующими пункта 1.1 в части слов "на переправах и наплавных мостах", пункта 1.7, пункта 1.8 в части слов "переправах, наплавных мостах", пункта 3.3 в части слов "и медицинский работник", пункта 4.13.3, раздел 5 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11.09.2006 № 143-пр "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае",

установил:

Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.09.2006 года № 143-пр утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае (далее Правила). Постановление опубликовано в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" 12.10.2006 г. № 9(50). В настоящее время оно действует в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 05.11.2013 г. № 370-пр.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащими законодательству и недействующими со дня вступления в силу судебного решения отдельные положения указанных Правил, а именно: пункт 1.1 в части слов "на переправах и наплавных мостах"; пункт 1.7; пункт 1.8 в части слов "переправах, наплавных мостах"; пункт 3.3 в части слов "и медицинский работник"; пункт 4.13.3; раздел 5.
В обоснование заявления указал, что оспариваемые положения изданы с превышением полномочий Правительства Хабаровского края.
Пункт 1.1 Правил устанавливает условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей, в том числе на переправах и наплавных мостах.
Согласно пункту 1.8. Правил, в том числе на переправах, наплавных мостах на видном месте должны быть вывешены извлечения из настоящих Правил и другие информационные материалы по профилактике несчастных случаев с людьми на воде.
Разделом 5 Правил установлены меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами.
Указанные нормы противоречат положениям Водного кодекса РФ и Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Статья 25 Водного кодекса РФ, на основании которой разработаны Правила, не наделяет субъект Российской Федерации полномочиями по осуществлению правового регулирования в сфере установления требований безопасности к судам, к числу которых по смыслу ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ относятся наплавной мост, паромная переправа.
Согласно пункту 1.7. Правил на пляжах и в местах массового отдыха на водных объектах в целях оказания медицинской помощи пострадавшим и охраны общественного порядка должно быть организовано дежурство медицинского персонала (санитарных машин) и сотрудников полиции.
В силу п. "и" ст. 71 Конституции Российской Федерации установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти относится к ведению Российской Федерации. Установление норм, обязательных для исполнения сотрудниками полиции, в подзаконном нормативном акте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта является неправомерным и свидетельствует о превышении полномочий. Медицинская помощь в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организуется и оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 г. № 388н утвержден соответствующий порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, который не содержит требований об обеспечении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями дежурства санитарных машин в общественных местах в договорном порядке. В силу ст. 451 Гражданского кодекса РФ понуждение к заключению договора недопустимо.
Согласно пункту 3.3 Правил обучение людей плаванию должно проводиться в специально отведенных местах пляжа. За группой обучающихся, кроме преподавателя, должны постоянно наблюдать дежурные: спасатель и медицинский работник.
Пункт 3.3. Правил не отвечает требованиям ясности и определенности правовой нормы. Неясно, на кого возлагается обязанность обеспечить присутствие и наблюдение медицинского работника за обучающимися плаванию. Указанное нарушает предусмотренный ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.
Согласно пункту 4.13.3 Правил при катании на лодках и катерах запрещается брать в лодку детей, не достигших 7-летнего возраста.
Указанный запрет положениями нормативных правовых актов федерального уровня не предусмотрен. Подпунктом "и" пункта 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 502 определено, что при плавании на маломерных судах запрещено перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых.
В судебном заседании прокурор Титова Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что приказ Минжилкомхоза РСФСР от 23.12.1988 г. № 351 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей", откуда заимствованы оспариваемые нормы, не может применяться в качестве правового аргумента, поскольку принят без учета положений Конституции РФ, Водного кодекса РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
Представитель Правительства Хабаровского края З. заявленные требования не признал по тем основаниям, что прокурором не указано, какие права, свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемыми нормами, оспариваемые прокурором положения Правил не противоречат федеральному законодательству.
Пункты 1.7, 3.3., 5.2., 5.3 Правил полностью соответствуют положениям, которые установлены действующими Правилами охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утв. приказом Минжилкомхоза РСФСР от 23.12.1988 г. № 351.
Исходя из того, что согласно пункту 7 ст. 25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, пункт 4.13.3 Правил принят в пределах компетенции, поскольку регулирует обязанности граждан, использующих маломерные суда при пользовании водных объектов.
Пункт 5.1 Правил согласуется с подпунктом 10 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 г. № 835, в соответствии с которым ГИМС осуществляет учет, ежегодное освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами.
Пункт 5.2 Правил основан на положениях Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 501 "Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами", которыми предусмотрена необходимость наличия информационных материалов по правилам безопасности на переправе (приложение № 4).

Предусмотренные пунктами 1.7 и 3.3 Правил положения о необходимости наличия медицинских работников на пляжах, а также о постоянном наблюдении медицинского работника за группой обучающихся плаванию, приняты в пределах полномочий, предоставленных органу исполнительной власти субъекта РФ Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 1); создание в пределах компетенции, определенной законодательством РФ, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (п. 6). Оспариваемыми пунктами 1.7 и 3.3. Правил установлена обязанность для водопользователей обеспечить в целях охраны жизни и здоровья людей присутствие медицинского работника. Данные взаимоотношения носят договорной характер между медицинским работником (медицинской организацией) и водопользователями. Аналогичные нормы содержатся в Методических рекомендациях МЧС РФ по реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
Пунктом 1.7 обязанность по обеспечению дежурства полиции на водных объектах возложена не на органы полиции, а на водопользователей, в связи с чем, превышение полномочий субъекта Федерации отсутствует. Водопользователями данная обязанность может быть исполнена путем заключения соответствующих гражданско-правовых договоров.
В пунктах 1.1, 1.8, разделе 5 оспариваемых Правил содержатся иные понятия, чем те, которыми оперирует федеральный законодатель в Постановлении Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 623 и Кодексе внутреннего водного транспорта РФ. В понятия "переправа" и "наплавные мосты", используемые в оспариваемых нормах, входят переправы и наплавные мосты, расположенные на водном объекте, не связанном с судоходством и не включенном в перечень внутренних водных путей РФ, а также ледовые переправы.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Доводы представителя Правительства Хабаровского края о нарушении прокурором края при подаче заявления требования ч. 5 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ (не указание какие права, свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемыми нормами), суд считает не обоснованными, поскольку при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 Гражданского процессуального кодекса РФ не возлагает на него такую обязанность.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 59 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления государственного мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 1.1. Правил, они разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими обеспечение безопасности людей на водных объектах.
В соответствии со статьей 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
В соответствии с п. 8 ст. 25 Водного кодекса РФ утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" установлено, что утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Из указанных норм права следует, что утверждение Правил охраны жизни людей на водных объектах Хабаровского края входит в полномочия Правительства Хабаровского края.
Согласно пункту 1.1 Правила устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других местах массового отдыха, туризма и спорта на водных объектах, на переправах и наплавных мостах, и обязательны для выполнения всеми водопользователями на территории Хабаровского края.
Согласно пункту 1.8. Правил на пляжах, в местах массового отдыха на водных объектах, на лодочных прокатных станциях, базах-стоянках маломерных судов, переправах, наплавных мостах и пристанях на видном месте должны быть вывешены извлечения из настоящих Правил и другие информационные материалы по профилактике несчастных случаев с людьми на воде.
Разделом 5 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае установлены меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами.
Пунктом 5.1 раздела 5 Правил установлено, что использование переправ и наплавных мостов допускается при наличии разрешения на их создание и эксплуатацию, выдаваемого уполномоченными органами в установленном порядке, и утвержденных правил пользования (эксплуатации) ими, обеспечивающих безопасность людей.
Пунктом 5.2 установлено, что на каждой переправе эксплуатирующей организацией на видном месте устанавливаются стенды (щиты) с материалами по профилактике несчастных случаев с людьми и с извлечениями из правил пользования (эксплуатации) переправами, включая порядок посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки автотранспорта и грузов.
Согласно пункту 5.3 Правил переправы должны иметь спасательные и противопожарные средства в соответствии с установленными нормами, а наплавные мосты - спасательные круги из расчета 1 спасательный круг на 5 метров длины моста с каждой его стороны.
Суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что вопросы безопасности людей на паромных переправах и наплавных мостах не охватываются полномочиями субъекта Федерации, предоставленными п. 8 ст. 25 Водного кодекса РФ.
Так, к водным объектам статья 1 Водного кодекса РФ относит природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с положениями ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, подпункта "а" пункта 5 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях относятся к объектам внутреннего водного транспорта.
В силу статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно или через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта осуществляется контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, охраной человеческой жизни на внутренних водных путях, дипломированием членов экипажей судов, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов, государственной регистрацией судов и прав на них, лоцманской службой.
Изложенное свидетельствует о том, что Кодекс внутреннего водного транспорта РФ не предоставляет субъектам Российской Федерации права принимать нормативные правовые акты в области внутреннего водного транспорта.
Законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми приняты Правила охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае (указанные в пункте 1.1 Правил Водный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах") не регулируют отношений в сфере установления требований безопасности к объектам внутреннего водного транспорта, к числу которых относятся паромная переправа и наплавной мост, и не наделяют субъекты Российской Федерации полномочиями по осуществлению правового регулирования в этой сфере.
Доводы представителя Правительства Хабаровского края о том, что в понятия "переправа" и "наплавные мосты", используемые в оспариваемых нормах, входят переправы и наплавные мосты, расположенные на водном объекте, не связанном с судоходством и не включенном в перечень внутренних водных путей РФ, ледовые переправы, суд считает не обоснованными. В оспариваемом постановлении Правительства края применены общие понятия - наплавные мосты, переправы, что позволяет относить к ним все объекты, подпадающие под данное определение. Что означают применяемые термины для целей настоящего нормативного правового акта в оспариваемых Правилах не указано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. № 3-П, от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Доводы представителя Правительства края о том, что пункт 5.1 Правил согласуется с подпунктом 10 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 г. № 835, являются не обоснованными.
В соответствии с данной нормой Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет учет, ежегодное освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 указанного Положения, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда); баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты).
Из изложенного следует, что освидетельствование и выдачу разрешений на эксплуатацию паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водах, включенных в перечень внутренних водных путей, РФ ГИМС МЧС РФ не осуществляет.
Вместе с тем, из оспариваемого раздела 5 Правил следует, что они устанавливают меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами без определения места их нахождения.
Доводы представителя Правительства о том, что п. 5.2 Правил основан на положениях приказа МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 501 "Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами", приложением № 4 к которым утвержден акт технического освидетельствования переправы, предусматривающий необходимость наличия информационных материалов по правилам безопасности на переправе, являются не обоснованными.
В соответствии с пунктом 5.1 Правил, утв. приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 501 ГИМС МЧС России осуществляет техническое освидетельствование переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты).
Утвержденный приложением № 4 акт технического освидетельствования к паромной переправе, меры безопасности при пользовании которой установлен разделом 5 оспариваемых Правил, отношения не имеет.
Доводы представителя Правительства края о том, что в оспариваемых пунктах 5.1 и 5.2 Правил речь идет о ледовых переправах, суд считает не обоснованными, поскольку меры безопасности при пользовании ледовыми переправами установлены разделом 6 Правил.
Пункт 5.3 оспариваемых Правил, определяющий количество индивидуальных спасательных средств на паромных переправах и наплавных мостах относятся к требованиям, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" в указанных целях принимаются технические регламенты.
Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Федерального закона "О техническом регулировании", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Согласно пункту 3 статьи 7 названного Федерального закона обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются техническими регламентами.
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 623 утвержден технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
Согласно пункту 3 регламента он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
Подпунктом "а" пункта 5 регламента предусмотрено, что к объектам его регулирования относятся, в частности, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях.
В соответствии с пунктом 114 регламента коллективные (открытые, частично и полностью закрытые, свободнопадающие спасательные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, дежурные шлюпки) и индивидуальные спасательные средства (спасательные круги, жилеты, гидротермокостюмы и защитные костюмы) определяются в соответствии с нормами, установленными органом классификации в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация судна, типа и размеров судна.

Органом классификации судов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июля 1994 года № 780 и приказом Минтранса России от 14 ноября 2011 года № ИЛ-126-р является Российский Речной Регистр.
Следовательно, определение количества индивидуальных и коллективных спасательных средств, в том числе на паромных переправах и наплавных мостах на внутренних водных путях Российской Федерации, в силу пункта 114 технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта относится к исключительной компетенции органа классификации судов.
Приказом Российского Речного Регистра от 24 декабря 2004 года № 33-п утверждено Временное руководство Р.011-2004 по классификации и постройке наплавных мостов, пункт 3.3.1 которого (раздел Спасательные средства) предусматривает, что наплавные мосты должны снабжаться спасательными кругами из расчета один спасательный круг на 10 м длины моста и устанавливаться на леерном ограждении с низовой по течению стороны наплавного моста; 15% из них должны быть со спасательным линем.
Установленная правилами иная норма спасательных средств на наплавных мостах, ссылка на нормы спасательных средств на паромных переправах, которые не являются объектом регулирования субъекта Федерации, противоречит вышеуказанному федеральному законодательству.
Ссылка представителя Правительства края на Правила охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утв. приказом Минжилкомхоза РСФСР от 23.12.1988 г. № 351, судом не принимается во внимание.
Согласно пункту 2 раздела 2 "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Приказ Минжилкомхоза РСФСР от 23.12.1988 г. № 351 принят без учета разделения полномочий органов власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, введенного действующей Конституцией Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 165 Кодекса внутреннего водного транспорта впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области внутреннего водного транспорта и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
В силу статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно или через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
Из Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. следует, что у данного Министерства отсутствуют полномочия по государственному регулированию в области внутреннего водного транспорта.
Совокупность вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что пункт 1.1 в части слов "на переправах и наплавных мостах"; пункт 1.8 в части слов "переправах, наплавных мостах"; раздел 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.3) Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11.09.2006 № 143-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 05.11.2013 г. № 370-пр) приняты с превышением полномочий и подлежат признанию недействующими, как противоречащие федеральному законодательству.
Согласно пункту 1.7 оспариваемых Правил на пляжах и в местах массового отдыха на водных объектах в целях оказания медицинской помощи пострадавшим и охраны общественного порядка должно быть организовано дежурство медицинского персонала (санитарных машин) и сотрудников полиции.
Согласно пункту 3.3 Правил обучение людей плаванию должно проводиться в специально отведенных местах пляжа. Ответственность за безопасность обучаемых несет преподаватель (инструктор, тренер, воспитатель), проводящий обучение или тренировку. При групповом обучении плаванию число одновременно обучающихся не должно превышать 10 человек. За группой обучающихся, кроме преподавателя, должны постоянно наблюдать дежурные: спасатель и медицинский работник.
В силу п. "и" ст. 71 Конституции Российской Федерации установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти относится к ведению Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" министерство внутренних дел Российской Федерации включено в структуру федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
В силу вышеизложенного установление норм, обязательных для исполнения сотрудниками полиции, в подзаконном нормативном акте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта невозможно, поскольку выходит за рамки предоставленных полномочий.
Медицинская помощь в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организуется и оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 г. № 388н утвержден соответствующий порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, который не содержит требований дежурства санитарных машин в общественных местах.
Действующим законодательством предусмотрено, что спасательные посты (станции) должны быть укомплектованы спасателями, подготовленными к спасанию и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Так, в соответствии с пунктом 4.3 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.02.2005 г. № 501 определено, что при проведении технического освидетельствования пляжей проверяются: наличие и укомплектованность спасательных постов (станций) спасателями, подготовленными к спасанию и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Доводы представителя Правительства Хабаровского края о том, что в силу п. 1.1 оспариваемых Правил обязанность по организации дежурства медицинского персонала (санитарных машин) и сотрудников полиции на пляжах и в местах массового отдыха на водных объектах, присутствия медицинского работника при обучении плаванию возлагается на водопользователей, которые должны вступить в договорные отношения с имеющими лицензию медицинским работником или медицинской организацией, отделом внутренних дел, также свидетельствует о превышении Правительством края предоставленных ему полномочий, поскольку в силу ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство, регулирующее договорные отношения, находится в исключительном ведении Российской Федерации и не может регулироваться законодательством субъекта РФ.
Согласно части 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Из изложенного следует, что нормативным правовым актом регионального уровня невозможно установить обязанность по заключению гражданско-правовых договоров.
Ссылка представителя Правительства края в указанной части на Правила охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утв. приказом Минжилкомхоза РСФСР от 23.12.1988 г. № 351, судом не принимается во внимание по вышеуказанным основаниям.
Ссылка представителя Правительства края на Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденные МЧС РФ, не принимается судом во внимание, поскольку настоящие Методические рекомендации по своей правовой природе не являются нормативным правовым актом, носят рекомендательный характер.
Совокупность вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что пункт 1.7, пункт 3.3 в части слов ""и медицинский работник" противоречат федеральному законодательству.
Согласно пункту 4.13.3 оспариваемых Правил при катании на лодках и катерах запрещается брать в лодку детей, не достигших 7-летнего возраста.
Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 502 утверждены Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ, которые устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и распространяются, на принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
Согласно подпункта "и" пункта 8 указанных Правил, утв. Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 502, при плавании на маломерных судах запрещается перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых.
В соответствии с полномочиями, предоставленными п. 8 ст. 25 Водного кодекса РФ Правительством Хабаровского края постановлением от 11 августа 2010 г. № 205-пр утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае подпунктом 9 пункта 2.10 которого установлено, что при пользовании маломерными судами запрещается перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых. Понятие маломерного судна в указанных Правилах аналогично используемому в Правилах, утв. Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 502.
Доводы представителя Правительства Хабаровского края о том, что оспариваемым пунктом 4.13.3 Правил регулируется порядок пользования принадлежащими физическим лицам гребными лодками грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарами - менее 150 килограммов и надувными безмоторными судами - менее 225 килограммов, на которые действие вышеуказанных нормативных документов не распространяется, суд считает не обоснованными, поскольку из оспариваемых Правил указанное не следует.
В том виде, в котором пункт 4.13.3 изложен в оспариваемых Правилах, с учетом позиции представителя Правительства РФ в судебном заседании, он не соответствует общеправовому критерию формальной определенности, что является основанием для признания его не действующим.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Хабаровского края удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 в части слов "на переправах и наплавных мостах"; пункт 1.7; пункт 1.8 в части слов "переправах, наплавных мостах", пункт 3.3 в части слов "и медицинский работник", пункт 4.13.3, раздел 5 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11.09.2006 № 143-пр "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае" (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 05.11.2013 г. № 370-пр).
Сообщение о принятом судом решении опубликовать в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 09 июня 2014 года

Судья Хабаровского краевого суда
И.Г.МОРОЗ


------------------------------------------------------------------