По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Постановление Администрации Верхнебуреинского муниципального района от 20.08.2014 N 933 "Об утверждении Модельного стандарта деятельности культурно-досугового учреждения Верхнебуреинского муниципального района"
АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. № 933
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В целях осуществления единой культурной политики на территории Верхнебуреинского муниципального района, урегулирования деятельности учреждений культурно-досугового типа администрация района постановляет:
1. Утвердить Модельный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения Верхнебуреинского муниципального района (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района Вольф К.А.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Глава района
П.Ф.Титков
УТВЕРЖДЕН
Постановлением
администрации Верхнебуреинского
муниципального района
от 20 августа 2014 г. № 933
МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Деятельность культурно-досуговых учреждений Хабаровского края регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О некоммерческих организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об общественных объединениях", "Об авторском праве и смежных правах", Законом Хабаровского края "О реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области культуры", нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства Хабаровского края, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, министерства культуры Хабаровского края, правовыми актами органов Верхнебуреинского муниципального района.
Настоящий Модельный стандарт разработан на основе действующих нормативных правовых актов и с учетом специфики организации сети учреждений культурно-досугового типа в Хабаровском крае.
Особенности деятельности учреждений клубного типа связаны с преимущественным расположением клубных учреждений в сельской местности: из 17 - 13 работают на селе. Сельский клуб с. Шахтинское располагается в населенном пункте с общей численностью менее 100 человек.
Обеспеченность культурно-досуговыми учреждениями в районе составляет 46,3%, п. Солони Сулукского сельского поселения не имеет клубного учреждения. Выездное концертное обслуживание населенных пунктов района осуществляет агиткультбригада.
Серьезной проблемой продолжает оставаться состояние материально-технической базы клубных учреждений - СДК п. Тырма признан аварийным (5,8%), 41% зданий, в которых располагаются клубные учреждения, требуют значительных текущих ремонтов, 2 сельских клуба (11,7%) не имеют телефонной связи.
Модельный стандарт разработан с целью закрепления в виде нормативов минимально необходимых параметров, которые направлены на обеспечение нормальной жизнедеятельности клубных учреждений в современных условиях.
Настоящий Модельный стандарт может быть использован главами муниципальных образований района в качестве методических рекомендаций по созданию эффективной системы организации досуга жителей населенного пункта.
1. Общие положения
Культурно-досуговые учреждения являются субъектами обеспечения политики государства в сфере культуры, основной базой для реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере культуры (создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры).
Культурно-досуговые учреждения обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные социально-культурные инициативы.
Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Культурно-досуговое учреждение является некоммерческой организацией.
К культурно-досуговым учреждениям относятся:
- районные, сельские Дома культуры;
- сельские клубы, культурно-досуговые центры;
- автоклубы, агиткультбригады;
- национально (Этно) культурный центр.
Виды культурно-досуговых учреждений по целевому и функциональному признакам:
1. Дом культуры - обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания.
2. Культурно-досуговый центр - обеспечение досуга населения, обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства, обеспечение информационных и методических услуг, сохранение нематериального культурного наследия, выставочная деятельность, обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения.
3. Национально (Этно) культурный центр - обеспечение условий для сохранения и развития национальных культурных традиций, художественного и декоративно-прикладного народного творчества, социально-культурных инициатив населения.
4. Передвижные культурные центры - внестационарное обеспечение досуга населения, организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий. Внестационарное обслуживание осуществляют передвижные клубные учреждения (агиткультбригада (АКБ), автоклубы).
Культурно-досуговые учреждения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством РФ, а также могут быть филиалами, структурными подразделениями клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений.
2. Услуги, предоставляемые населению
культурно-досуговым учреждением
Культурно-досуговое учреждение предоставляет населению следующие услуги:
- проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий - праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, дискотек, обрядов, игровых и развлекательных программ и др.;
- организация работы клубных формирований - любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований;
- организация работы лекториев, народных университетов, школ и курсов по различным отраслям знаний, других форм просветительской деятельности;
- организация показа фильмов;
- оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий;
- оказание справочных, информационных и рекламно-маркетинговых услуг;
- предоставление других видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях.
Услуги культурно-досугового учреждения носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и т.д.).
Заказчиками услуг культурно-досугового учреждения могут быть все субъекты гражданско-правовых отношений:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- юридические лица;
- физические лица.
Услуги культурно-досугового учреждения предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей).
На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные на:
- проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, краевые, городские (сельские), отраслевые праздники и т.п.);
- культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.);
- поддержку деятельности основных (концертных) составов любительских творческих коллективов;
- патриотическое воспитание детей и молодежи;
- развитие национальных культур народов Верхнебуреинского района, выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.).
В соответствии с действующим законодательством при организации платных мероприятий культурно-досуговое учреждение может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ветеранов.
3. Обеспечение доступности культурно-досуговых услуг
Доступность культурно-досуговых услуг для населения обеспечивается следующими факторами:
1. Рациональным размещением сети культурно-досуговых учреждений, учитывающим социальные нормы и нормативы обеспеченности населения учреждениями культурно-досугового типа, одобренные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р
Численность населения в населенном пункте
Единица измерения
Количественная величина
До 500 чел.
Зрительских мест
50 - 150
От 500 до 1000 чел.
Зрительских мест
150 - 200
От 1 тыс. до 3 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
150
От 3 тыс. до 10 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
100
От 10 тыс. до 20 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
70
От 20 тыс. до 50 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
50
2. Использованием внестационарных (передвижных) форм культурного обслуживания:
- внестационарное культурное обслуживание осуществляет передвижное учреждение культурно-досугового типа (АКБ, автоклубы) и стационарные клубные учреждения, в сферу обслуживания которых входят населенные пункты, не имеющие стационарных клубных учреждений.
- При расчете потребностей во внестационарных формах культурного обслуживания учитывается необходимость обслуживания жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарного клубного учреждения, не менее двух раз в месяц.
- В малонаселенных пунктах, которые не имеют почты, аптек, магазинов, парикмахерских и других учреждений социально-бытовой сферы, целесообразно организовать внестационарное комплексное социально-культурное обслуживание, которое может осуществляться в рамках муниципальной программы.
3. Удобным месторасположением стационарного клубного учреждения - в центре села, поселка, жилого квартала, микрорайона, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т.д.
4. Гибким и удобным для населения режимом работы учреждения, предусматривающим работу в вечернее время, праздничные и выходные дни.
5. Сбалансированным и экономически обоснованным соотношением бесплатных и платных услуг, обеспечивающим финансовую доступность предоставляемых услуг для всех категорий населения.
4. Ресурсная база культурно-досугового учреждения
1). Нормативный ресурс - массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении.
Учредительными документами культурно-досугового учреждения являются:
- Решение собственника (учредителя) о создании учреждения
- Устав учреждения
Обязательными для учреждения также являются: структура учреждения, штатная численность его подразделений (отделов) и штатное расписание.
Локальными актами учреждения являются:
- Коллективный договор
- Правила внутреннего трудового распорядка
- Должностные инструкции
- Положения о надбавках, доплатах, премировании
- Положение о платных услугах
- Документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности
Организационно-распорядительными документами являются:
- планы и отчеты учреждения
- протоколы, постановления, решения
- приказы, распоряжения, указания
- аттестационные документы
- бухгалтерские документы
- кадровые документы
- журнал учета работы учреждения
- журнал учета работы любительских формирований
- докладные записки, справки, переписка
2). Материально-технический ресурс:
- недвижимый - здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и закрепленный земельный участок.
- движимый - специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности.
Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения, и оснащены телефонной связью.
По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).
В учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности посетителей и персонала, защиты материальных ресурсов.
Учреждение должно быть оснащено специальным оборудованием, современной аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых населению культурно-досуговых услуг.
Обязательным для культурно-досугового учреждения является наличие свето- и звукоусилительной аппаратуры, кино (видео) установки, музыкальных инструментов, одежды сцены.
Специальное оборудование, аппаратуру, приборы следует использовать строго по назначению, содержать в технически исправном состоянии.
При решении вопросов оснащения репетиционных помещений коллективов любительского художественного творчества (вокально-хоровых, хореографических, драматических, оркестровых, декоративно-прикладного искусства, любительской киностудии и др.), а также клубов по интересам, танцевального зала, зала игровых автоматов, спортивного зала и спортплощадки при культурно-досуговом учреждении можно использовать "Примерный перечень технических средств пропаганды, культурного, спортивного инвентаря и оборудования, музыкальных инструментов для оснащения клубов и домов культуры", утвержденного Министерством культуры СССР 3 июля 1986 г. и согласованного с ВЦСПС 12 мая 1986 г. № 15-4-36/6048.
3). Финансовый ресурс - бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству.
Финансирование муниципальных культурно-досуговых учреждений осуществляется за счет средств местного бюджета, возможностей государственного бюджетного финансирования из фонда софинансирования социальных расходов, фонда финансовой поддержки, регионального фонда развития, а также за счет средств государственных и местных внебюджетных фондов; целевых грантов; благотворительных, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Расходы бюджета учреждения с учетом всех источников его формирования осуществляются на следующие цели:
- содержание персонала (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационные категории по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);
- содержание имущества (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание и т.д.);
- содержание прилегающей территории, филиалов и объектов, относящихся к культурно-досуговому учреждению;
- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ, фестивалей, выставок и других видов культурно-массовых мероприятий, обновление сценических костюмов, обуви, реквизита и т.д.);
- осуществление организационно-методической, научно-исследовательской и учебно-образовательной деятельности культурно-досугового учреждения;
- оснащение культурно-досугового учреждения современными техническими средствами и оборудованием;
- проведение капитального ремонта;
- другие затраты, связанные с основной деятельностью учреждения.
4). Кадровый ресурс - руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, обеспечивающие бесперебойную работу учреждения (технический состав).
Учреждение должно располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Все руководители и специалисты учреждения не реже 1 раза в 5 лет должны пройти повышение квалификации по любой из установленных форм (стажировка - от 72 часов, мастер-класс - от 36 часов, курсы повышения квалификации - от 72 часов и т.д.).
Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории.
При присвоении либо подтверждении творческому коллективу звания "Народный (образцовый) коллектив любительского художественного творчества" прохождение руководителем коллектива повышения квалификации также является обязательным.
5. Клубные (любительские) формирования
культурно-досугового учреждения
Клубные (любительские) формирования - это основа деятельности культурно-досугового учреждения.
Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.
К клубным формированиям относятся:
- коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества;
- любительские объединения и клубы по интересам;
- школы прикладных знаний и навыков;
- другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.
Клубное формирование в рамках своей деятельности:
- организует систематические занятия в формах и видах, характерных для данного клубного формирования (репетиция, лекция, урок и т.п.);
- проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытые уроки, творческие лаборатории, мастер-классы и т.п.);
- участвует в общих программах и акциях культурно-досугового учреждения;
- использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;
- принимает участие в муниципальных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.
Клубное формирование создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя базового культурно-досугового учреждения.
Клубные формирования могут осуществлять свою деятельность:
- за счет бюджетного финансирования базового культурно-досугового учреждения;
- за счет внебюджетных средств базового культурно-досугового учреждения;
- по принципу частичной самоокупаемости, с использованием средств базового культурно-досугового учреждения, других учредителей, участников клубного формирования, а также за счет средств, полученных от собственной деятельности;
- по принципу полной самоокупаемости, с использованием средств участников клубного формирования, а также средств, полученных от собственной деятельности, и иных средств.
Наполняемость участниками клубных формирований определяется руководителем культурно-досугового учреждения.
Рекомендуемая наполняемость участниками клубных
формирований, финансируемых из бюджета:
Типы клубных формирований
Группы учреждений по оплате труда
I.
II.
III.
IV.
Художественно-творческие
18 - 20
15 - 18
12 - 15
10 - 12
Творческо-прикладные
12 - 15
9 - 12
8 - 10
6 - 8
Спортивно-оздоровительные
20 - 25
15 - 20
10 - 15
8 - 10
Культурно-просветительские
18 - 20
15 - 18
12 - 15
8 - 10
Общественно-политические
18 - 20
15 - 18
12 - 15
8 - 10
В клубном формировании, действующем на платной основе, наполняемость определяется в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной руководителем культурно-досугового учреждения.
Занятия во всех коллективах любительского творчества проводятся систематически не реже двух раз в неделю по три учебных часа (учебный час - 45 минут (см. "Примерное Положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества", утвержденное Постановлением коллегии Министерства культуры СССР от 24 мая 1978 года № 121). Руководители могут собирать свои коллективы на репетиции чаще, например, в период подготовки к концерту, фестивалю, конкурсу, смотру и другим подобным мероприятиям.
Коллективы любительского художественного творчества - это форма организованной деятельности группы людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это уникальная система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности.
Содержание занятий должно предусматривать:
1). В коллективах музыкального искусства (хорах, музыкальных, вокальных, фольклорных ансамблях, оркестрах) занятия по изучению традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий.
2). В коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, фольклорного и балльного танцев) - занятия по разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.
Продолжительность рабочего времени штатных руководителей устанавливается в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. Согласно порядку определения расчетных ставок почасовой оплаты труда, утвержденного Министерством культуры СССР 18 апреля 1990 г., должностные оклады руководителям кружков, студий и коллективов по видам искусства и народного творчества устанавливаются за 3 часа работы в день, аккомпаниаторам - за 4 часа работы в день.
В рабочее время засчитывается время, затраченное на:
- подбор участников творческого коллектива;
- просветительскую и воспитательную работу с участниками;
- подбор репертуара;
- работа по изучению и сбору фольклора;
- разучивание партий, разучивание музыкальных и хореографических произведений, театральных ролей, репетиционная работа;
- мероприятия по выпуску спектаклей (концертов), а именно составление монтажных листов со звуко- и светооператорами, работа над сценографией, работа с режиссером;
- ведение документации творческого коллектива;
- привлечение спонсорских средств для развития коллектива;
- выпуск спектаклей, концертных программ, организация выставок и т.д.
В конце каждого творческого сезона (творческий сезон длится с сентября по май каждого года) должны быть организованы отчетные концерты, спектакли, представления любительских художественных коллективов, выставки работ участников формирований изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Нормативы результативности деятельности творческих коллективов:
Наименование жанра творческого коллектива
Показатели результативности
Хоровой, вокальный
Концертная программа из 1 отделения;
6 номеров для участия в концертах и представлениях базового коллектива;
ежегодное обновление не менее 3 части текущего репертуара;
выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал
Инструментальный
Концертная программа из 2-х отделений;
8 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры;
ежегодное обновление половины текущего репертуара;
выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал
Хореографический
Концертная программа из 2-х отделений;
6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры;
ежегодное обновление четверти текущего репертуара;
выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал
Театральный
1 многоактный или 2 одноактных спектакля;
4 номера (миниатюры) для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры;
ежегодное обновление репертуара;
выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал
Декоративно-прикладного искусства
2 выставки в год
За достигнутые успехи любительскому коллективу может быть присвоено почетное звание "Народный (образцовый) коллектив любительского художественного творчества".
Деятельность коллективов, имеющих звание "Народный (образцовый) коллектив любительского художественного творчества", а также порядок присвоения и подтверждения звания определены в Положении, утвержденном приказом министерства культуры Хабаровского края от 13.06.2006 № 89/01.03-04.
Продолжительно и плодотворно работающие народные любительские коллективы, накопившие богатый и высокохудожественный репертуар, имеющие значительный опыт воспитательной работы и стабильный исполнительно-артистический состав, по представлению руководителя муниципального органа управления культурой могут стать базой для создания муниципального коллектива. Муниципальный коллектив будет иметь статус профессионального коллектива. Его руководители и участники (артисты) могут находиться на полном или частичном бюджетном финансировании.
Студия - самодеятельный клубный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий. В культурно-досуговой работе ведущее положение занимают художественные студии: музыкальные, хореографические, вокальные, эстрадные, художественного слова и др.
В студии есть свой руководитель-педагог, занятия ведутся по типовым программам, утвержденным органами культуры, имеются специальные классы и залы.
Любительские объединения и клубы по интересам - организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени.
Основными организационными особенностями любительского объединения в отличие от творческого коллектива являются следующие:
- целью участия в любительском объединении является не столько получение умений и навыков в определенном жанре самодеятельного творчества, сколько общение с единомышленниками на основе общих интересов и увлечений;
- работа любительского объединения строится на принципах самоуправления. Руководитель любительского объединения, как правило, - это общественник, не получающий заработную плату за руководство объединением;
- любительское объединение может не иметь строго фиксированного графика встреч и занятий, его общий количественный состав также может не быть постоянным.
Любительские объединения и клубы по интересам развиваются по целому ряду направлений, что дает основание для их примерной классификации:
- общественно-политические;
- художественно-творческие;
- культурно-развлекательные;
- научно-технические;
- спортивно-оздоровительные;
- коллекционно-собирательские;
- семейно-бытовые;
- профессиональные;
- социально-демографические;
- экологические, естественнонаучные и др.
Любительские объединения и клубы по интересам способствуют организации содержательного досуга населения, создают благоприятные условия для живого человеческого общения, участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, прививают навыки самоуправления и самообразования, развивают инициативы и предприимчивость.
6. Методическое обеспечение деятельности
культурно-досуговых учреждений
Организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений осуществляет районный Дом культуры.
На уровне края функции организационно-творческого и информационно-методического обеспечения функционирования культурно-досуговой сферы осуществляет ГУК "Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры".
Основными задачами методической службы районного Дома культуры являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
Основными функциями методической службы районного Дома культуры являются:
- организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;
- повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;
- организации участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;
- создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;
- мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;
- разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;
- разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;
- сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.
Приложение 1
к Модельному стандарту
деятельности культурно-досугового учреждения
Верхнебуреинского муниципального района
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТИПОВЫХ ШТАТАХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА
Данное Положение определяет минимальное количество штата учреждения культуры клубного типа и не ограничивает их количество.
К специалистам учреждений культуры клубного типа относятся:
- директор (заведующий);
- заместитель директора;
- художественный руководитель;
- методисты всех категорий;
- балетмейстер;
- режиссер;
- сценарист;
- хормейстер;
- дирижер;
- концертмейстер (музыкальный руководитель);
- аккомпаниатор;
- художник-оформитель;
- заведующий хозяйством;
- звукооператор;
- осветитель;
- киномеханик;
- руководитель кружка, любительского объединения, клуба по интересам
- лектор (экскурсовод);
- ведущий дискотеки, распорядитель танцевального вечера;
- культорганизатор;
- менеджер.
Нормативная потребность в штатных творческих работниках может определяться:
- на основе основных показателей деятельности конкретного учреждения - объема предоставляемых услуг, количества структурных подразделений, филиалов, использования нестационарных форм обслуживания и т.д.;
- на основе расчетов норм времени на выполнение основных видов работ клубного учреждения, таких как организация и проведение различных форм клубной работы, организация и выполнение основных видов методической работы, работа вспомогательных служб. Единица времени, умноженная на содержание работы, даст объем затраченного времени в часах, а следовательно, и количество необходимых работников.
Нормативная потребность в штатных технических работниках определяется исходя из технических характеристик здания (зданий), которое занимает учреждение.
Учитывая вышеизложенное, рекомендуется:
2 методики расчета минимального штатного расписания:
Методика 1
Мощность клубного учреждения (кол-во зрительских мест)
Кол-во ставок творческого персонала
До 149
1
150 - 199
2
200 - 249
3
250 - 299
5
300 - 349
6
350 - 499
10
400 - 499
12
500 - 549
15
Методика 2
Численность населения в населенном пункте
Кол-во ставок творческого персонала
До 200 человек
1
200 - 500 человек
2
500 - 1 000 человек
3
1 000 - 3 000 человек
4
3 000 - 10 000 человек
6
10 000 - 20 000 человек
8
20 000 - 50 000 человек
10
Приложение 2
к Модельному стандарту
деятельности культурно-досугового учреждения
Верхнебуреинского муниципального района
ПОКАЗАТЕЛИ
ОТНЕСЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
К ГРУППАМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ
1. К учреждениям культуры клубного типа относятся:
- районные, сельские Дома культуры;
- сельские клубы, культурно-досуговые центры;
- автоклубы, агиткультбригады;
- национально (Этно) культурный центр.
2. Отнесение клубных учреждений к группе по оплате труда руководителей (подтверждение, повышение, снижение) производится ежегодно по результатам работы за прошедший год в соответствии со статистической и финансовой отчетностью
- органами управления культуры администраций муниципальных районов, городских округов - учреждениям муниципальных районов, городских округов;
- органами местного самоуправления - учреждениям поселений.
3. Вновь созданные клубные учреждения относятся к группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от объема работы, определенного по плановым показателям из расчета на год.
4. В клубных учреждениях, показатели деятельности которых превышают в 1,5 раза и более установленные для I группы, оплата труда руководящим работникам устанавливается на один разряд выше по сравнению с действующим.
5. Клубные учреждения при достижении высоких результатов по основным направлениям деятельности могут быть переведены решением комиссии на одну группу выше по сравнению с установленной по показателям.
6. Клубным учреждениям, расположенным в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, устанавливается группа оплаты труда на одну выше по сравнению с установленной по показателям (в приложении к данному Положению формируется Перечень отдаленных, труднодоступных населенных пунктов).
7. Клубные учреждения могут быть отнесены на одну группу ниже по оплате труда руководителей по сравнению с группой, определенной по установленным показателям, в тех случаях, когда содержание их работы не отвечает предъявленным к ним требованиям.
8. Учреждения культуры клубного типа, имеющие не менее 3 клубных учреждений-филиалов, могут быть отнесены на одну группу выше по сравнению с установленной по показателям (не включая показатели филиалов).
9. Учреждения культуры клубного типа могут быть отнесены на одну группу выше по сравнению с установленной по показателям (не включая показатели клубных учреждений сельских поселений и филиалов) при наличии отдела, осуществляющего методическую работу.
10. Основные показатели деятельности клубных формирований учитываются по статистическому отчету форме 7-нк, кроме "Народных" и "Образцовых" коллективов.
11. К Народным (образцовым) коллективам относятся постоянно действующие коллективы художественной самодеятельности клубных учреждений, звание "Народный (образцовый)" которым присваивается на основании Положения "О Народном (образцовом) коллективе любительского художественного творчества".
Количество условных единиц определяется следующим образом:
N
Показатели
Условия
Кол-во ед.
1.
Количество клубных формирований
за каждое формирование
5
2.
Количество культурно-досуговых мероприятий на одного работника
за каждое мероприятие
1
3.
Количество коллективов, имеющих звание "народный" ("образцовый")
за каждый коллектив
15
4.
Количество киноустановок
за каждую работающую
10
5.
Участие в грантоведческой деятельности, в конкурсах (в том числе организация и проведение) и научных проектах
за каждый проект
5
6.
Количество разработанных и реализованных социально значимых культурно-досуговых программ
за каждую программу
5
7.
Участие в:
за одно участие
- международных, российских,
15
- региональных,
10
- краевых,
5
- районных мероприятиях
3
8.
Осуществление нестационарных форм обслуживания
за каждое мероприятие
2
9.
Доходы от платных услуг населению
за каждую тыс. руб.
2
10.
Привлечение дополнительных источников финансирования
за каждую тыс. руб.
3
11.
Иные формы и направления инновационной деятельности учреждения
за каждое мероприятие
2
Приложение 3
к Модельному стандарту
деятельности культурно-досугового учреждения
Верхнебуреинского муниципального района
ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Разработка показателей эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений обусловлена потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств.
Особую актуальность эта задача приобретает в связи с проводимой реформой бюджетного сектора. Концепцией реформирования бюджетного процесса <1> предусмотрено "формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов". При этом система оценок этих результатов должна включать "как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей)".
При выборе критериев, отражающих социально значимые результаты деятельности учреждений, следует использовать показатели, характеризующие активность работы учреждения культуры с населением. При этом показатели должны быть достаточно информативны, а их число не должно быть большим.
Оценка уровня эффективности предполагает выбор базы сравнения. В условиях, когда социальные стандарты по сфере культуры еще не разработаны, в качестве такой базы могут выступать:
а) лучшие или средние значения показателей для учреждений соответствующего типа;
б) значения показателей деятельности этого же учреждения в предыдущий период.
С учетом перечня отчетных показателей учреждений культурно-досугового типа и общероссийского классификатора услуг населению <2> в качестве измеряемых показателей социальной эффективности культурно-досуговых учреждений предлагается использовать:
1. Количество посетителей культурно-досугового учреждения (КДУ), чел. и изменение их численности по сравнению с прошлым годом, %;
2. Охват населения услугами КДУ, % посетителей КДУ от общей численности жителей обслуживаемой территории;
3. Число клубных формирований, ед. и изменение (рост, снижение) числа участников клубных формирований по сравнению с прошлым годом, %;
4. Число культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ за год, ед. и их средняя посещаемость;
5. Доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т.п., в % от общего числа проводимых мероприятий;
6. Доля новых форм культурного обслуживания посетителей КДУ в общем количестве предоставляемых профильных услуг.
В качестве основных показателей экономической эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений предлагается использовать следующие:
1. Средняя цена одного посещения КДУ, руб. (расчет по поступлениям от основной деятельности) и в % от минимальной заработной платы;
2. Себестоимость одного посещения КДУ, руб. и его изменение (рост, снижение) по сравнению с прошлым годом, %;
3. Средняя зарплата работника КДУ, руб./мес. и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в Хабаровском крае, %.
Важной стороной оценки эффективности деятельности учреждений является учет мнений потребителей культурных услуг. Для решения этой задачи можно использовать такой механизм, как регулярное проведение социологических исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня культурного обслуживания населения.
Внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения обеспечит установление постоянной обратной связи между органами управления культуры, учреждениями культуры и населением края. Это позволит повысить эффективность управления культурными процессами и адресность предоставляемых услуг.
------------------------------------------------------------------