Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 23.07.2014 по делу N 33-4511/2014 <Об отмене решения Амурского городского суда Хабаровского края от 28.04.2014 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района от 26.11.2013 N 295 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением , платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размера платы для собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения">



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу № 33-4511/2014

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Никуловой Т.С.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Чемякиной И.А.,
судей Мороз И.Г., Волошиной Е.В.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Лазаревой Н.А., представителя администрации городского поселения "Город Амурск" Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. Амурского городского прокурора о признании постановления администрации городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района Хабаровского края от 26 ноября 2013 г. № 295 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размера платы для собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" противоречащим действующему законодательству в части распространения его на всех собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 28 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Мороз И.Г., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя администрации городского поселения "Город Амурск" Б., судебная коллегия

установила:

26.11.2013 г. администрацией городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района Хабаровского края принято постановление № 295 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размера платы для собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" (далее Постановление от 26.11.2013 г. № 295).
Постановление опубликовано в газете <...>.
И.о. Амурского городского прокурора обратился в суд с заявлением о признании Постановления от 26.11.2013 г. № 295 противоречащим частям 1, 7 статьи 156, части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, пунктам 34, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее Правил). В обоснование заявленных требований указал, что вышеуказанными нормами федерального законодательства установлен единственно возможный порядок установления органом местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решения об установлении соответствующей платы, - только при непосредственном способе управления. В оспариваемом постановлении размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определен для всех собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В нарушение действующего законодательства, установлены недифференцируемые ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения для всех собственников помещений, независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому.
В ходе судебного разбирательства прокурор требования уточнил, просил суд признать оспариваемое постановление противоречащим действующему законодательству в части распространения его на всех собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Решением от 28.04.2014 г. требования и.о. Амурского городского прокурора удовлетворены. Постановление администрации городского поселения "Город Амурск" от 26.11.2013 г. № 295 признано противоречащим части 3 статьи 39, пункту 4.1 части 2 статьи 44, частям 1, 3, 7 статьи 156, части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, пунктам 34, 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 в части установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения без указания в постановлении на то, что такими собственниками могут быть лишь собственники жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также собственники, которые выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Постановление в указанной части признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что вывод суда о том, что орган местного самоуправления может устанавливать плату за содержание и ремонт жилого помещения только для собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников, которые выбрали способ непосредственного управления домом, но не приняли решение об установлении размера платы, противоречит части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления для всех собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Необоснованны ссылки суда на письма Минрегионразвития РФ, поскольку они носят разъяснительный характер, не обладая статусом нормативного правового документа.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации городского поселения "Город Амурск" Б. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Лазарева Н.А., возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, основанное на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Постановлением администрации городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района Хабаровского края от 26.11.2013 г. № 295 утвержден размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размера платы для собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса РФ, статьей 39, частью 1 статьи 44, частями 3, 7 статьи 156, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, пунктами 34, 36 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 пришел к выводу, что действующим законодательством предусмотрено установление размера платы на содержание и ремонт жилого помещения органом местного самоуправления только в случае, когда собственники жилых помещений не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также выбрали непосредственный способ управления, но не приняли решение об установлении соответствующей платы.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ). Эта норма конкретизирует общее положение статьи 210 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Порядок установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения указанной категории собственников жилых помещений определен пунктом 34 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, которым предусмотрено, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом, то есть равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Жилищный кодекс РФ также предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме, которые не выполнили обязанности по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на своем общем собрании (часть 7 статьи 157 ЖК РФ). Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления (часть 2 статьи 161 ЖК РФ) и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Выводы суда первой инстанции о том, что в силу указанной нормы размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяют на своем общем собрании только собственники многоквартирного дома, не выбравшие способ управления многоквартирным домом, основаны на неправильном толковании норм материального права.
С учетом положений части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ в силу ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников многоквартирного дома, которые выбрали непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ), или выбрали управление управляющей организацией (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
Указанное подтверждают и пункты 31, 32 Правил, в соответствии с которыми при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (п. 31); при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений (п. 32).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
По смыслу приведенных нормативных положений Жилищного кодекса РФ, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено, что ее положения распространяются только на установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в многоквартирном доме, избравшим непосредственное управление многоквартирным домом и не принявшим на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из системного толкования положений части 2 ст. 161 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ и ч. 4 ст. 158 ЖК РФ следует, что частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений многоквартирного дома, которые выбрали непосредственное управление или управление управляющей организацией и не приняли решение по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Указанный вывод не опровергается положениями пункта 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, который, по мнению суда, ограничивает полномочия органа местного самоуправления по определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения только для собственников, которые выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В пункте 36 Правил определен случай, когда собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Тогда органы местного самоуправления, не имея оснований для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком многоквартирном доме. Иные вопросы указанная норма не регулирует.
Из изложенного следует, что положения оспариваемого нормативного акта действующему федеральному законодательству, в том числе нормам Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, не противоречат.
Наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ направлена на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений. Данная норма не предполагает возможности принятия органами местного самоуправления произвольных решений. Реализуя полномочие по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года № 357-О-О).
Соответственно, правовой акт органа местного самоуправления, принятый во исполнение положений части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера, не может рассматриваться как нарушающий права граждан.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Доводы прокурора в части установления недифференцированных ставок оплаты за содержание и ремонт жилого помещения обоснованно не приняты судом во внимание. Суд правомерно указал, что администрацией указанные ставки установлены по усредненным муниципальным тарифам, которые являются гарантом предоставления минимального перечня услуг по содержанию и ремонту того или иного многоквартирного дома.
По правилам статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оценивая изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований И.о. Амурского городского прокурора, поскольку оспариваемое постановление принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта данного вида и правил введения его в действие. При этом положения данного постановления, действующему законодательству не противоречат, установленные федеральным законодательством принципы и права граждан не нарушают.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 28 апреля 2014 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении требований И.о. Амурского городского прокурора о признании постановления администрации городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района Хабаровского края от 26 ноября 2013 г. № 295 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размера платы для собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" противоречащим действующему законодательству, противоречащим действующему законодательству в части распространения его на всех собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.

Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА

Судьи
И.Г.МОРОЗ
О.В.ВОЛОШИНА


------------------------------------------------------------------