По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Постановление Администрации Хабаровского муниципального района от 30.12.2014 N 4406 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Хабаровского муниципального района на период до 2018 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 г. № 4406
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р, Программы повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 02 сентября 2014 г. № 630-рп, администрация Хабаровского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами Хабаровского муниципального района на период до 2018 года (далее - Программа).
2. Органам администрации Хабаровского муниципального района руководствоваться положениями Программы при реализации муниципальных программ, а также при подготовке проектов нормативных правовых актов Хабаровского муниципального района.
3. Рекомендовать главам городского, сельских поселений Хабаровского муниципального района разработать Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом положений Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района - начальника Финансово-экономического управления администрации Хабаровского муниципального района Бойкова М.Б.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. главы района
В.В.Фетисов
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации Хабаровского
муниципального района
от 30 декабря 2014 г. № 4406
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р, Программой повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 02 сентября 2014 г. № 630-рп.
Настоящая Программа определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления Хабаровского муниципального района по повышению качества бюджетного планирования и эффективности использования средств бюджета Хабаровского муниципального района (далее - муниципальный район), в том числе за счет роста доходов, оптимизации расходов.
1. Итоги реализации Программы повышения эффективности
бюджетных расходов на период до 2013 года
В 2011 - 2013 годах реформирование в сфере управления муниципальными финансами в Хабаровском муниципальном районе проводилось в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 11.10.2011 № 2219 (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
Основными результатами реализации мероприятий Программы повышения эффективности расходов на территории муниципального района стали:
1. В области обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального района, реалистичности бюджета, повышения эффективности распределения бюджетных средств.
Формирование бюджета муниципального района осуществлялось с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального района, а также с соблюдением ограничений дефицита бюджета муниципального района и муниципального долга муниципального района в соответствии с требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заложены основы для повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального района. Завершен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, бюджет муниципального района формируется на очередной год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки".
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 29.08.2013 № 2613 утверждены мероприятия по выполнению показателей по мобилизации доходов в бюджет Хабаровского муниципального района и повышению собираемости платежей в 2013 - 2015 годах.
2. В области внедрения программно-целевых принципов организации деятельности органов администрации Хабаровского муниципального района.
Подготовлена нормативная правовая и методическая база для перехода к программно-целевому принципу деятельности органов администрации муниципального района.
В 2013 году был разработан и принят Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ Хабаровского муниципального района, их формирования и реализации.
Перечень муниципальных программ и годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ размещается на официальном сайте администрации муниципального района.
В 2011 году на территории муниципального района реализовывалось 2 муниципальные программы, в 2013 году в муниципальном районе утверждено 12 муниципальных программ. Бюджет муниципального района на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов разработан и принят в рамках муниципальных программ, бюджетные ассигнования на реализацию муниципальных программ составляют 72 процента от общей суммы расходов.
3. В области новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
В 2010 - 2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы оказания муниципальных услуг.
Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ) стал основополагающим документом для установления правового статуса муниципальных учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
Создана нормативная правовая база, позволившая повысить эффективность предоставления муниципальных услуг и оптимизировать функции муниципального управления.
Создана система мониторинга результатов деятельности учреждений муниципального района, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ). Начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг (выполнения работ), полученные результаты используются в деятельности органов администрации муниципального района и учреждений муниципального района. Информация о деятельности учреждений муниципального района размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях и на официальном сайте администрации муниципального района.
4. В области развития системы финансового контроля.
Созданная в муниципальном районе система муниципального финансового контроля позволила обеспечить системный контроль за правомерным и целевым использованием средств бюджета муниципального района.
Нормативная правовая база, определившая систему органов, осуществляющих финансовый контроль, их полномочия и порядок осуществления финансового контроля в муниципальном районе, приведена в соответствие с действующим бюджетным законодательством.
Действующие подходы к системе финансового контроля позволили увеличить степень самостоятельности и ответственности распорядителей средств бюджета муниципального района, разработать и внедрить методы и процедуры оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, укрепить финансовую дисциплину, повысить результативность расходования бюджетных средств за счет ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом.
5. В области повышения качества управления муниципальными финансами.
Создана система мониторинга качества управления муниципальными финансами. Формируется рейтинг муниципальных образований муниципального района и размещается на официальном сайте администрации муниципального района. Портале управления общественными финансами.
Ежеквартально проводится мониторинг кредиторской и дебиторской задолженности в целях недопущения образования просроченной кредиторской задолженности и принятия мер по ее погашению.
Повысилась прозрачность и доступность информации о бюджете муниципального района и бюджетном процессе в муниципальном районе, формируются электронные брошюры "Отчет для граждан" и "Бюджет для граждан" и размещаются на официальном сайте администрации муниципального района.
Наряду с реализованными мероприятиями и достигнутыми результатами оценка результатов выполнения Плана мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 31.10.2011 № 2219, показала, что формирование системы управления муниципальными финансами в муниципальном районе не завершено, сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем:
- не обеспечено единство взаимосвязанного процесса стратегического планирования, программно-целевого и бюджетного планирования;
- не в полной мере внедрены нормативно-методическое обеспечение и практика долгосрочного бюджетного планирования;
- сохраняется ограниченность практики использования муниципальных программ в качестве инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования;
- не сформирована система анализа эффективности бюджетных расходов;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов при недостаточной мотивации органов местного самоуправления муниципального района к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
- применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг остается формальным и не используется в полной мере, а также отсутствует заинтересованность органов местного самоуправления во всестороннем анализе практики применения муниципальных заданий в целях обеспечения потребности граждан в муниципальных услугах и увеличения их доступности и качества;
- остается низкая доля бюджетных и автономных учреждений в общем объеме муниципальных учреждений;
- недостаточная результативность системы муниципального финансового контроля и недостаточная его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов. Отсутствует система внутреннего финансового аудита;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- сохраняется недостаточная ответственность органов местного самоуправления при осуществлении своих бюджетных полномочий;
- сохраняется недостаточная открытость бюджета, не обеспечена публичность процесса управления муниципальными финансами. Остается низкой степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Для организации деятельности органов местного самоуправления по решению вышеуказанных проблем, формирования целостной и эффективной системы управления муниципальными финансами разработана настоящая Программа.
2. Цель, задачи и условия реализации Программы
Целью Программы является повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств для достижения целей социально-экономического развития за счет завершения формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района.
2. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления.
3. Проведение эффективной политики по управлению доходами бюджета муниципального района.
4. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов.
5. Повышение операционной эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
6. Обеспечение открытости и прозрачности финансов.
Программа определяет общие механизмы реализации установленных целей и задач, достижения результатов мероприятий муниципальных программ муниципального района.
3. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджетной системы
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района как ключевого звена бюджетной системы является важнейшей предпосылкой для сохранения финансовой стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для развития в социально-экономической сфере.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы муниципального района необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.
1. Разработка и реализация бюджетного прогноза.
Основной целью бюджетного прогноза должно являться определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития муниципального района в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах, решениях администрации муниципального района, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета и повышении эффективности бюджетных расходов.
Бюджетный прогноз на долгосрочный период разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Поддержание оптимального уровня и структуры муниципального долга муниципального района.
Политика по управлению муниципальным долгом на предстоящий период, как и в предыдущие годы, будет строиться на недопущении необоснованных заимствований.
Политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения муниципальным районом обязательств по его погашению и обслуживанию.
3. Оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов.
В рамках проведения мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить:
- формирование "программного бюджета" на основе муниципальных программ, проведение оценки эффективности реализации муниципальных программ с последующей оптимизацией расходов бюджета муниципального района по результатам проведенной оценки;
- ограничение роста расходов бюджета муниципального района при выполнении расходных обязательств;
- оптимальный уровень дефицита бюджета муниципального района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
- оптимизацию расходов бюджета муниципального района в соответствии с внесенными изменениями в "дорожные карты" отраслей социальной сферы, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети муниципальных учреждений;
- использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения муниципальных задач;
- формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам на основе ведомственных перечней государственных услуг, сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг (работ), утвержденными федеральными органами исполнительной власти, и единых нормативов их финансового обеспечения;
- эффективное управление остатками средств на едином счете бюджета муниципального района в течение финансового года, в том числе контроль за своевременным и эффективным использованием межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
4. Внедрение программно-целевых методов управления
в бюджетный процесс
В целях выстраивания единой системы стратегического управления внедряются программно-целевые методы управления. Основными инструментами достижения целей государственной политики, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются муниципальные программы.
Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" правовые основания для формирования долгосрочных целевых программ исключены из Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджетный процесс введены государственные (муниципальные) программы, на основе которых составляются проекты бюджетов.
В соответствии с указанными изменениями бюджет муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на программной основе.
Формирование бюджета муниципального района на основе муниципальных программ определяет дополнительные требования к устойчивости бюджета муниципального района в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Применение программно-целевого метода создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации ресурсов бюджета на важнейших направлениях деятельности администрации муниципального района.
За период 2011 - 2013 годов разработаны и утверждены 12 муниципальных программ. В 2014 году на уровне муниципального района реализуются 15 муниципальных программ.
Для полноценного внедрения в бюджетный процесс программно-целевых методов необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) соблюдение единой вертикали: региональные государственные программы - муниципальные программы, включая субсидирование расходов бюджетов различных уровней, что будет способствовать комплексному влиянию на достижение целей, задач, индикаторов;
2) повышение эффективности бюджетных расходов на основе приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального района. При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета муниципального района с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации муниципальных программ;
3) внедрение в бюджетный процесс предельных объемов ("потолков") расходов по каждой муниципальной программе. При определении "потолков" расходов необходимо учитывать как параметры социально-экономического развития муниципального района изменение потребностей в объемах муниципальных услуг, достижение целевых показателей указов Президента Российской Федерации. Кроме того, "потолки" расходов позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов;
4) повышение роли ответственных исполнителей муниципальных программ, рост их влияния на объемы финансового обеспечения реализации мероприятий программ, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками).
Эффективность внедрения программно-целевых методов управления как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.
5. Проведение эффективной политики по управлению доходами
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета муниципального района является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов муниципального района.
В целях обеспечения системности прогнозирования формирования основных параметров бюджета муниципального района применяются методические рекомендации по планированию основных видов налоговых и неналоговых доходов, доводимые министерством финансов Хабаровского края.
Для установления единого порядка прогнозирования доходов бюджета муниципального района разработана методика расчета доходов консолидированного бюджета муниципального района, утвержденная приказом Финансово-экономического управления администрации Хабаровского муниципального района от 26.12.2012 № 49.
Налоговая политика муниципального района в 2014 - 2018 годах будет направлена на дальнейшее расширение налоговой базы и достижение устойчивой положительной динамики поступления налогов путем:
- сохранения и развития налогового потенциала муниципального района за счет открытия новых и расширения действующих производств, активизации предпринимательской активности;
- повышения эффективности налогового администрирования и сокращения задолженности по платежам в бюджет муниципального района;
- повышения эффективности администрирования неналоговых доходов;
- осуществления оценки эффективности и оптимизации налоговых льгот.
В целях увеличения доходной части бюджета муниципального района разработан комплекс мер по увеличению доходов от местных налогов и неналоговых доходов. Будет продолжено проведение мероприятий в следующих направлениях:
1. Увеличение поступлений по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за счет:
- выявления собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению;
- оказания содействия в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.
2. Увеличение по доходам от использования имущества за счет:
- проведения инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности, с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;
- актуализации и утверждения перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;
- выявления неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятия соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;
- принятия мер по погашению задолженности по арендной плате за пользование имуществом, земельными участками, находящимися в собственности муниципального района и собственности, на которые не разграничена и отчислениям от прибыли муниципальных унитарных предприятий.
Таким образом, основные задачи, стоящие перед администрацией муниципального района в области налоговой политики, заключаются в мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.
6. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному бюджету", предполагает расширение финансовой самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления за достижение запланированных целей.
В целях создания общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо разработать и реализовать конкретные инструменты и механизмы, ключевыми из них являются:
1. Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов.
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
- повышения объективности и качества бюджетного планирования;
- повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
- участия, исходя из возможностей бюджета муниципального района, в реализации государственных программ Хабаровского края и мероприятий, софинансируемых из краевого бюджета;
- повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета муниципального района.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) главных распорядителей средств бюджета муниципального района.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, в процессе формирования проекта бюджета муниципального района, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке муниципальных программ муниципального района, исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований бюджета муниципального района согласно утвержденному Порядку о методике планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального района.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность непосредственной "увязки" соответствующих бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Анализ реализации муниципальных программ муниципального района должен сопровождаться обязательным составлением отчетов об исполнении планов реализации муниципальных программ муниципального района, содержащих перечень значимых контрольных событий, оказывающих существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов выполнения мероприятий, а также объем расходов на их реализацию, а также годовых отчетов о реализации муниципальных программ.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ муниципального района.
2. Развитие системы муниципальных закупок и функциональная эффективность в сфере муниципальных закупок.
Организация работы по повышению эффективности управления общественными финансами муниципального района связана с применением контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Положения Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) направлены на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для повышения эффективности использования бюджетных средств предлагается оптимизировать расходы на закупку товаров, работ, услуг для нужд муниципального района путем осуществления закупок исключительно для целей, определенных статьей 13 Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ, и в полном соответствии с планами-графиками закупок.
В целях реализации Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ и соблюдения единого порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 25 марта 2014 г. № 608 "Об определении уполномоченного органа на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд" Отдел формирования и исполнения муниципального заказа администрации муниципального района уполномочен на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для следующих муниципальным заказчиков:
- администрации Хабаровского муниципального района;
- Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района;
- Финансово-экономического управления администрации Хабаровского муниципального района;
- Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района;
- Управления обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов администрации Хабаровского муниципального района;
- Управления образования администрации Хабаровского муниципального района;
- Отдела культуры и молодежной политики администрации Хабаровского муниципального района;
- Управления по вопросам социальной политики администрации Хабаровского муниципального района.
Следующим этапом внедрения механизма централизации закупок и во исполнение требований статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ планируется наделить Отдел формирования и исполнения муниципального заказа администрации муниципального района полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд муниципальных автономных, бюджетных, казенных учреждений муниципального района. При этом полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта (в том числе по определению начальной (максимально) цены контракта), подписанию контракта, а также полномочия по планированию и осуществлению закупок, включая заключение муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих муниципальных заказчиков на Отдел по формированию и исполнению муниципального заказа администрации муниципального района не возлагаются, а осуществляются муниципальными заказчиками самостоятельно.
С целью исполнения требований статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также пресечения внесения в технические задания требований, содержащих преференции для отдельных хозяйствующих субъектов, и увеличения круга участников закупки, администрацией муниципального района планируется установить правила нормирования в сфере закупок для обеспечения нужд муниципального района.
Такой подход исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ позволит повысить эффективность использования средств бюджета муниципального района путем прекращения осуществления закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметом роскоши, будет способствовать пресечению внесения в документацию об осуществлении закупки положений, противоречащих нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также требований, ограничивающих круг участников закупки, и других нарушений в рамках процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3. Оптимизация структуры муниципального сектора экономики.
Ключевой задачей реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ является оптимизация сети муниципальных учреждений.
На 01 января 2014 г. осуществляли свою деятельность 105 муниципальных учреждений, из них 104 - казенных (99%), 1 - автономное (1%).
В течение 2014 года произошло изменение в структуре сети учреждений путем открытия новых учреждений, подведомственных Управлению образования администрации муниципального района.
В 2014 году отраслевые подразделения администрации муниципального района с правами юридического лица, которые от имени администрации муниципального района в соответствии с Уставом муниципального района осуществляют отдельные функции и полномочия учредителя муниципального автономного, казенных учреждений (далее - уполномоченный орган), утвердили ведомственные перечни муниципальных услуг, оказываемые муниципальными учреждениями в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг.
В 2015 году отраслевыми подразделениями администрации муниципального района, имеющим сеть подведомственных учреждений, необходимо утвердить нормативы затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг после определения общих требований федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основании новых ведомственных перечней услуг будет осуществляться, начиная с формирования бюджета на 2016 год и плановый период. В связи с этим необходимо еще раз с учетом новых критериев проанализировать деятельность подведомственных учреждений, число которых должно быть сокращено.
В рамках оптимизации сети следует провести работу по реорганизации учреждений, ориентированных на оказание преимущественно платных услуг. Высвобождаемые при этом средства должны оставаться в соответствующей отрасли и направляться на финансирование ее приоритетных задач.
В настоящее время в Российской Федерации обеспечено необходимое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти. Поэтому основная задача совершенствования муниципального управления на современном этапе - инвентаризация и учет всех полномочий, возложенных на район федеральным законодательством. Администрацией муниципального района проводится работа, направленная на обеспечение соответствия структуры и функций органов местного самоуправления полномочиям, возложенным на муниципальный уровень федеральным законодательством, а также в целях реализации единых подходов к принятию решения об изменении штатной численности органов местного самоуправления на основе комплексного изучения и описания их полномочий, функций.
Для оптимизации расходов администрации муниципального района в 2015 году планируется создание учреждения по хозяйственному обеспечению деятельности администрации муниципального района.
4. Повышение эффективности использования муниципального имущества.
Управление муниципальной собственностью является неотъемлемой частью деятельности администрации муниципального района при решении экономических и социальных задач, при укреплении финансовой системы муниципального района, при создании эффективной конкурентной экономики на территории муниципального района.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации муниципального района от имени муниципального района осуществляет решение вопросов местного значения в части владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, в связи с чем осуществляет деятельность по максимальному вовлечению объектов имущества в хозяйственный оборот, в том числе и с целью получения доходов в бюджет муниципального района.
В целом вопросы повышения эффективности использования муниципального имущества учтены в муниципальной программе "Повышение эффективности управления муниципальным имуществом Хабаровского муниципального района на 2013 - 2016 годы", утвержденной постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 24.07.2013 № 2143.
Основной целью управления собственностью муниципального района является повышение результативности и эффективности управления, использования и распоряжения муниципальной собственностью, а также увеличение доходов бюджета муниципального района на основе эффективного управления муниципальным имуществом.
Управление муниципальной собственностью, прежде всего, должно быть нацелено на:
- повышение результативности и эффективности управления, использования и распоряжения муниципальной собственностью;
- оптимизацию структуры муниципальной собственности, предназначенной для решения вопросов местного значения, выполнения отдельных государственных полномочий, переданных администрации муниципального района, а также предназначенной для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с действующим законодательством;
- эффективное использование имущества для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и решения задач районного развития в рамках действующего законодательства;
- максимизацию неналоговых доходов бюджета муниципального района на основе эффективного управления муниципальной собственностью. Формирование доходной части бюджета муниципального района от использования муниципального имущества: от сдачи в аренду муниципального имущества, от продажи имущества.
Для достижения указанных целей должен быть решен ряд задач:
1. Передача отдельных объектов недвижимости в государственную собственность, в муниципальную собственность поселений муниципального района в соответствии с пунктом 3 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Реализация муниципального имущества в соответствии с прогнозным планом приватизации на соответствующий год.
3. Совершенствование системы предоставления в аренду имущества муниципального образования.
4. Вовлечение в рыночный оборот неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества.
5. Ведение реестра имущества муниципального района.
6. Выявление объектов с целью принятия в муниципальную собственность, инвентаризация, списание.
7. Администрирование доходов, учет поступлений неналоговых платежей.
5. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
Существующая в муниципальном районе сеть муниципальных учреждений сформирована исходя из современных социально-экономических условий и функционирует в современных подходах к развитию муниципального управления и принципов оптимальности и достаточности оказания муниципальных услуг.
Ежегодное планирование бюджетных ассигнований по большей части методом индексации существующих расходов при сохранении их структуры в неизменном виде без соответствующего повышения качества услуг приводит к снижению эффективности направляемых на эти цели бюджетных средств.
Учитывая, что бюджет муниципального района 2014 года сформирован в условиях ограниченного роста доходов с одновременным увеличением расходных обязательств, связанных с реализацией указов Президента Российской Федерации, стоит задача поиска собственных источников средств для исполнения принятых обязательств и обеспечения сбалансированности бюджета. Для решения этой задачи необходимы сокращение нерациональных расходов и оптимизация бюджетных обязательств. В этой связи с 2014 года установлено ограничение роста расходов: субъекты бюджетного планирования для финансирования принимаемых обязательств должны изыскивать средства, прежде всего за счет внутренних источников - в рамках общего объема ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального района по соответствующему ведомству.
При этом на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
В целях повышения качества и доступности услуг (работ) отраслевыми подразделениями администрации муниципального района, осуществляющими функции и полномочия учредителей муниципальных учреждений, осуществляющими полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в введении которого находятся муниципальные учреждения (далее - учредители), проводятся следующие мероприятия:
- муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) доводятся до автономного и казенных учреждений. В 2014 году все учреждения были охвачены муниципальным заданием;
- проводится мониторинг выполнения муниципальных заданий;
- ежегодно проводится оценка выполнения муниципальных заданий;
- ежегодно проводится оценка качества финансового менеджмента подведомственных учреждений, формируется их рейтинг;
- приняты нормативные акты по установлению показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений и критериев оценки эффективности деятельности их руководителей;
- начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- осуществляется контроль за размещением информации об учреждениях на официальном сайте для размещения информации о муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Анализ практики предоставления муниципальных услуг (выполнение работ) показал, что учредителями не в полной мере используются методы повышения эффективности бюджетных расходов, в результате чего:
- недостаточно анализируются нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в результате плановые затраты превышают фактические;
- не получила широкого распространения практика привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач:
- использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
- формирование и утверждение ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности;
- переход при финансовом обеспечении учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг после определения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности общих требований к утверждению нормативов затрат;
- расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций. Вовлечение организаций, не являющихся учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц и тем самым обеспечит рост качества оказания муниципальных услуг населению;
- продолжение работы по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- использование результатов независимой оценки качества работы учреждений социальной сферы в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений;
- продолжение работы, связанной с переходом на предоставление муниципальных услуг в электронной форме;
- совершенствование систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, направленное на создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых муниципальных услуг (работ), внедрение "эффективных контрактов", устанавливающих взаимосвязь между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (работ);
- совершенствование порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента учреждений, осуществляемого учредителями;
- анализ эффективности деятельности сети муниципальных учреждений;
- подготовка предложений на основе проведенного анализа по изменению или сохранению организационно-правовой формы учреждений.
Ожидаемый эффект от реализации указанных задач будет заключаться в повышении качества и обоснованности бюджетного планирования и удовлетворенности граждан качеством оказания муниципальных услуг (работ).
В целях создания условий для повышения эффективности работы бюджетного сектора по обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах необходимо обеспечить взаимосвязь выполнения муниципальных заданий с муниципальными программами. Основные параметры муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) должны включаться в состав показателей (индикаторов) выполнения соответствующих муниципальных программ.
Одним из важных результатов реализации Федерального закона от 08.05.2014 № 83-ФЗ является повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений. Повышение оплаты труда должно быть обусловлено повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от его производительности и качества. Будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда отдельным категориям работников включены в отраслевые "дорожные карты".
Администрацией муниципального района в целом завершены подготовительные работы по формированию электронного правительства.
Сформирована необходимая нормативно-правовая база, в том числе Реестр муниципальных услуг (функций), сводный реестр муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Административные регламенты приведены в соответствие с требованиями законодательства. Устранены избыточные административные процедуры, в том числе с учетом осуществления межведомственного взаимодействия, сокращено время ожидания в очередях до рекомендуемого.
На Едином портале государственных и муниципальных услуг опубликовано 26 муниципальных услуг.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" за период с 2014 по 2018 год необходимо обеспечить:
- уровень удовлетворенности граждан муниципального района качеством предоставления муниципальных услуг не менее 90 процентов;
- не менее чем для 90 процентов жителей муниципального района доступ к получению муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональном центре предоставления муниципальных услуг;
- соблюдение требования "максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса и при получении государственных и муниципальных услуг не более 15 минут".
6. Повышение эффективности бюджетных инвестиций.
С целью повышения эффективности использования средств бюджета муниципального района, направляемых на капитальные вложения, планируется внедрить в бюджетный процесс процедуру формирования Перечня муниципальных объектов, предлагаемых к строительству.
Перечень муниципальных объектов будет представлять собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в решении о бюджете муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период главным распорядителям средств бюджета муниципального района бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества.
При формировании Перечня будет оцениваться эффективность использования средств местного бюджета, направляемых на приобретение либо строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов.
В связи с ограниченными финансовыми возможностями бюджета муниципального района целесообразным представляется внедрение и применение методов муниципально-частного партнерства при реализации проектов, что позволит оптимально сочетать муниципальные и частные ресурсы для решения ключевых задач социально-экономического развития территории.
Под муниципально-частным партнерством в муниципальных образованиях предлагается понимать сотрудничество между органами местного самоуправления и частными партнерами, направленное на реализацию целей социально-экономического развития территории.
Разработка и принятие нормативного правового акта о муниципально-частном партнерстве на территории муниципального района планируется после принятия Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
7. Совершенствование и развитие межбюджетных отношений.
Для поддержки устойчивого исполнения бюджетов городского, сельских поселений муниципального района и повышения качества управления муниципальными финансами необходимы действия в следующих направлениях:
- обеспечение сбалансированности бюджета муниципального района;
- создание стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципального района, софинансирование расходных обязательств муниципального района на реализацию отдельных социально значимых расходных обязательств по вопросам местного значения;
- повышение эффективности управления муниципальными финансами.
В числе межбюджетных трансфертов, составляющих основу стабильного функционирования бюджетов городского, сельских поселений муниципального района, основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов городского, сельских поселений муниципального района, позволяющих наряду с налоговыми и неналоговыми доходами сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность поселений в средствах на первоочередные и социально значимые расходы.
Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений муниципального района определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений муниципального района, который в последующих бюджетных циклах не может быть снижен.
Сокращение дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности поселений муниципального района в перспективе должно прослеживаться в сокращении разрыва между тремя наименее и наиболее обеспеченными поселениями муниципального района после выравнивания.
Предоставление дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений муниципального района будет осуществляться в случаях возникновения в течение текущего финансового года выпадающих доходов, возникновения в течение текущего финансового года дополнительных расходов, обусловленных объективными причинами, в целях обеспечения сбалансированности бюджетов поселений муниципального района.
Будет продолжена работа по повышению качества управления муниципальными финансами в муниципальном районе, включая развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом, сокращению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности.
Также будет продолжена работа:
- по осуществлению мониторинга финансового положения поселений, входящих в состав муниципального района;
- по осуществлению мониторинга соблюдения требований бюджетного законодательства;
- по проведению оценки качества управления муниципальными финансами муниципального района;
- по подготовке рекомендаций поселениям о необходимости принятия мер по повышению качества управления муниципальными финансами.
В целях обеспечения требований по прозрачности бюджетного процесса будет осуществляться контроль за размещением информации о муниципальных финансах поселений муниципального района на официальных сайтах администраций поселений муниципального района.
7. Повышение операционной эффективности деятельности органов
местного самоуправления и муниципальных учреждений
Повышение эффективности бюджетных расходов невозможно без повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений на операционном уровне, на котором определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами муниципального управления. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов местного самоуправления и учреждений, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств бюджета муниципального района.
1. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета муниципального района и муниципальных учреждений
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как в органах местного самоуправления, так и на уровне муниципальных учреждений.
Обеспечение повышения качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления является одной из приоритетных задач, установленной Программой повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года. Начиная с 2013 года Финансово-экономическим управлением администрации муниципального района проводится годовой мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального района. Отчеты о результатах годового мониторинга и рейтинг главных распорядителей средств бюджета муниципального района размещен на сайте администрации муниципального района.
Практика проведения мониторинга и формирования рейтинга муниципальных учреждений оказывает положительное влияние на эффективность деятельности муниципальных учреждений и на открытость информации об их деятельности.
Главным распорядителям бюджетных средств необходимо ответственно подойти к работе по мониторингу качества финансового менеджмента подведомственных учреждений.
Работу по повышению качества финансового менеджмента необходимо продолжать и совершенствовать по следующим направлениям:
- развитие нормативной и методической базы проведения мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с изменениями бюджетного законодательства и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации;
- принятие главными распорядителями бюджетных средств, получившими низкую оценку уровня качества финансового менеджмента, мер, направленных на его повышение.
В соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года определены основные направления повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления. Финансовый менеджмент должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль и аудит). В ходе финансового менеджмента должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых в том числе на оказание муниципальных услуг, осуществляемых муниципальными учреждениями.
Результаты работы по повышению качества финансового менеджмента напрямую влияют на оценку качества управления муниципальными финансами и на рейтинг муниципального района в целом.
2. Управление ликвидностью единого счета бюджета
Целью работы по управлению ликвидностью единого счета бюджета муниципального района является создание условий для качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленного на обеспечение безусловного и своевременного исполнения денежных обязательств бюджета муниципального района.
Для управления ликвидностью единого счета используются процедуры кассового планирования и финансового прогнозирования в процессе исполнения бюджета муниципального района. Кассовое планирование осуществляется в соответствии с Порядком составления и ведения кассового плана исполнения бюджета, утвержденным приказом Финансово-экономического управления администрации муниципального района от 01 августа 2011 г. № 19. Кассовый план бюджета муниципального района (далее - кассовый план) составляется на текущий финансовый год с ежемесячной его актуализацией, на месяц и в случае необходимости подекадно. Кассовый план формируется Финансово-экономическим управлением администрации муниципального района и ежемесячно доводится до главных распорядителей бюджетных средств. Кассовый план как инструмент управления единым счетом бюджета позволяет выявлять периоды образования временных кассовых разрывов, которые связаны с неравномерным поступлением доходов в течение года и необходимостью осуществления отдельных разовых платежей, носящих сезонный характер. Кроме того, кассовый план позволяет осуществлять контроль за недопущением образования необоснованных остатков средств бюджета на лицевых счетах главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных учреждений.
Работа по вышеперечисленным направлениям будет продолжена в 2014 - 2018 годах.
3. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
Целью развития информационных систем является повышение качества управления муниципальными финансами и обеспечение открытости деятельности администрации муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов.
Развитие информационных систем управления финансами должно быть направлено на дальнейшую стандартизацию форматов информационного обмена, снижение доли бумажного документооборота, применение современных телекоммуникационных технологий, совершенствование используемых для автоматизации бюджетного процесса информационных систем, размещение информации о деятельности в сети Интернет. В результате будет достигнута высокая степень доступности и актуальности информации о бюджетном процессе в муниципальном районе как для принятия решений, так и для осуществления общественного контроля.
Пользование автоматизированной системой, применяемой в настоящее время Финансово-экономическим управлением администрации муниципального района и главных распорядителей бюджетных средств ("Бюджет-СМАРТ", "Свод-СМАРТ", "Ревизор-КС"), реализует большую часть задач, принципов и направлений системы "Электронный бюджет" в соответствии с Концепцией.
"Электронный бюджет" обеспечивает высокую степень интеграции исполнения бюджета, бюджетного учета, подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности, финансового контроля и аудита.
"Электронный бюджет" обеспечивает операционную эффективность:
- для главных распорядителей бюджетных средств - возможность контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета подведомственных учреждений, оперативный мониторинг исполнения бюджета подведомственных учреждений;
- для специалистов Финансово-экономического управления администрации муниципального района - возможность анализа исполнения бюджета с любой степенью детализации, контроль над деятельностью главных распорядителей бюджетных;
- для организации бюджетного процесса в целом применение единой для всех методологии исполнения бюджета, отсутствие дублирования информации. Любые справочные данные и документы вносятся в систему один раз, экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооборота, сокращения операционных расходов.
8. Повышение качества муниципального финансового контроля
Одним из факторов, влияющих на эффективность управления муниципальными финансами, является муниципальный финансовый контроль, главная цель и задача которого - повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Полномочия по осуществлению муниципального финансового контроля в муниципальном районе осуществляют Контрольно-счетная палата муниципального района - внешний финансовый контроль и Финансово-экономическое управление администрации муниципального района - внутренний финансовый контроль.
В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ), и вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Администрацией муниципального района в целях реализации указанных изменений сформирована нормативная правовая база и осуществляется методическое обеспечение организации внутреннего муниципального контроля.
Развитие системы финансового контроля будет направлено на предупреждение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Ожидаемым результатом эффективной системы финансового контроля является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, что достигается за счет контроля экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования муниципальных финансовых ресурсов, анализа результативности их использования.
В сфере осуществления муниципального финансового контроля сохраняется ряд недостатков и проблем:
- не завершено формирование нормативной правовой и методической базы муниципального финансового контроля;
- отсутствует система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей бюджетных средств.
В целях повышения качества и результативности проведения контрольных мероприятий, включая анализ эффективности, результативности и экономичности использования бюджетных средств, необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Переход к программно-целевым принципам бюджетного планирования и исполнения бюджета требует усиления финансового контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, что необходимо учесть в практике осуществления контрольной деятельности. В связи с чем необходимо внедрение новых методов финансового контроля, в том числе направленных на создание системы мониторинга муниципальных программ.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления также определяет новые требования к инструментам финансового менеджмента на ведомственном уровне. Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ внутренний финансовый контроль в системе главного администратора бюджетных средств определен как система мер по соблюдению внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, осуществляемым на основе функциональной независимости в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартов бюджетного учета.
Основные результаты внутреннего финансового аудита заключаются в подготовке предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Повышение качества муниципального финансового контроля будет осуществляться путем:
- осуществления контрольных мероприятий в сфере закупок и осуществления взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок;
- применения мер административной ответственности с учетом изменений, вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- реализации требований по составу и формам обнародования информации о результатах внутреннего муниципального финансового контроля для размещения в электронных средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления.
9. Повышение открытости и прозрачности управления
муниципальными финансами
В муниципальном районе большое внимание в процессе совершенствования бюджетного процесса уделяется развитию важного принципа бюджетной системы Российской Федерации - прозрачности (открытости).
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления муниципального района, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета муниципального района и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
В настоящее время на официальном сайте администрации муниципального района широко представлены решения Собрания депутатов муниципального района о бюджете муниципального района, отчете об исполнении бюджета муниципального района, нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в муниципальном районе.
Начиная с 2013 года формируются в доступной форме электронные брошюры "Отчет для граждан" и "Бюджет для граждан", которые размещаются на официальном сайте администрации муниципального района в сети Интернет. Это позволяет не только информировать граждан и общественные организации о бюджете и бюджетном процессе в районе, но и вовлекать их в этот процесс.
В целях информирования общественности, выявления общественного мнения и осуществления взаимодействия органов местного самоуправления муниципального района с общественностью регулярно проводятся публичные слушания по проектам решений Собрания депутатов муниципального района о бюджете муниципального района и отчете об исполнении бюджета муниципального района.
Для обеспечения финансовой (налогово-бюджетной) прозрачности необходимы:
- общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
- открытость деятельности органов местного самоуправления муниципального района по формированию и исполнению бюджета муниципального района;
- наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности.
В связи с этим необходимо обеспечить публичность процесса управления общественными финансами, а также открытость и доступность информации о планировании и расходовании бюджетных средств. Цели бюджетной политики должны представляться в понятной и доступной для граждан форме.
Повышение финансовой прозрачности органов местного самоуправления муниципального района необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия муниципальных управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами муниципального района.
------------------------------------------------------------------