По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 29.10.2014 N 54 "О рекомендациях депутатских слушаний на тему "О правовом обеспечении развития экономического потенциала Хабаровского края на 2014 - 2016 годы"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. № 54
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ
"О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
Законодательная Дума Хабаровского края постановляет:
1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний на тему "О правовом обеспечении развития экономического потенциала Хабаровского края на 2014 - 2016 годы" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательной Думы Хабаровского края по бюджету, налогам и экономическому развитию.
3. Направить настоящее постановление Губернатору Хабаровского края для официального опубликования.
Председатель Думы
В.В.Чудов
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 29 октября 2014 г. № 54
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ
"О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
Участники депутатских слушаний, обсудив вопросы правового обеспечения развития экономического потенциала Хабаровского края (далее - край) на 2014 - 2016 годы, отмечают следующее.
Перспективы развития края основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, выгодное географическое положение (центральное положение на Дальнем Востоке России и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона), наличие диверсифицированного, относительно развитого экономического потенциала и территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность.
Край является одним из наиболее развитых в экономическом отношении регионов российского Дальнего Востока. По итогам 2012 года в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО) край занимал 4 место по объему валового регионального продукта и по объему отгруженных товаров собственного производства, в Российской Федерации - 23 место по объему валового регионального продукта на душу населения и 15 место по объему инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения. Инновационная активность организаций, находящихся в крае, в 2012 году составила 13,6 процента, в целом по Российской Федерации аналогичный показатель составляет 10,3 процента, по ДФО - 10,8 процента.
В структуре валового регионального продукта преобладающими сферами экономики являются транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, строительство и обрабатывающие производства.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, по итогам 2013 года показатели развития экономики края в целом положительные:
валовой региональный продукт в сопоставимой оценке вырос на 1,0 процента;
объем промышленного производства - на 1,0 процента;
грузооборот транспорта - на 34,5 процента;
реальная заработная плата - на 3,3 процента.
Основной рост в промышленности обеспечен увеличением добычи золота, в обрабатывающих секторах - производства транспортных средств, прежде всего в авиа- и судостроении, и нефтепереработки.
В крае приняты стратегические документы экономического развития, создана нормативная правовая база в сфере развития экономического потенциала края. В частности, утверждены Стратегия социального и экономического развития края на период до 2025 года (постановление Правительства края от 13.01.2009 № 1-пр) и Инвестиционная стратегия края на период до 2020 года (распоряжение Правительства края от 06.03.2014 № 136-рп). Приняты законы края от 23.11.2011 № 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае", от 29.05.2013 № 284 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае", от 30.10.2013 № 317 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Хабаровском крае".
Осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию: в 2013 году краевой бюджет впервые утвержден на три года - на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на основе программно-целевого метода. Из 31 государственной программы края 13 направлены на устойчивое развитие экономики края.
В целях повышения информированности населения о реализуемых государственных программах края, привлечения общественности к решению проблем социально-экономического развития края Законодательной Думой края совместно с органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления проводятся общественные экспертизы реализации государственных программ края в муниципальных образованиях края.
Проделана большая работа по внедрению в процесс нормотворческой деятельности органов государственной власти края процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. В первом полугодии 2014 года данную процедуру прошел 21 проект краевых нормативных правовых актов, пять из них получили отрицательное экспертное заключение. Формируется план проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов края в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В целях подготовки к поэтапному внедрению оценки регулирующего воздействия и экспертизы на муниципальном уровне принят Закон края от 25.06.2014 № 368 "О порядке проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности", министерством экономического развития и внешних связей края заключены соглашения о взаимодействии с рядом местных администраций.
Стратегические ориентиры развития страны и каждого отдельного региона предполагают переход экономики от преимущественной роли добывающих отраслей к развитию наукоемких технологий. Главным преимуществом края, характеризующим инновационный потенциал края, является исторически сложившееся сосредоточение на его территории предприятий оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих производство высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости, а также научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Вместе с этим спрос на инновации со стороны крупных промышленных предприятий невысок, имеющаяся инновационная инфраструктура не в полной мере способна удовлетворить потребности бизнеса, наблюдается потребность в квалифицированных специалистах в области управления инновационной деятельностью и инженерных кадрах, необходимо формирование рынка интеллектуальной собственности.
Одним из инструментов решения указанных проблем выступает кластерная политика, основной идеей которой является выстраивание замкнутой технологической цепочки - от создания продукта до его вывода на рынок. С 2012 года в крае формируется инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения, включенный в перечень 25 пилотных программ развития территориальных кластеров Российской Федерации.
В крае принимаются меры по улучшению инвестиционного климата. Разработана специальная государственная программа по повышению инвестиционной привлекательности региона, оказывается государственная финансовая и организационная поддержка субъектам инвестиционной деятельности, применяются единые регламенты Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03.05.2012, начата работа по реализации планов мероприятий ("дорожных карт"), разработанных в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации.
По итогам 18-го ежегодного рейтинга рейтингового агентства "Эксперт РА" за 2012 - 2013 гг. край находится в самой массовой рейтинговой группе 3В1 (пониженный потенциал - умеренный риск). Произошел незначительный рост инвестиционного риска - 41 место (против 35 места в 2011 - 2012 гг.), вместе с этим ранг управленческого риска региона улучшился по сравнению с прошлым годом на 23 пункта - край занял 35 место среди регионов Российской Федерации.
По инвестиционному потенциалу край занимает 34 позицию (на уровне предыдущего периода 2011 - 2012 гг.).
При сравнении показателей края в 2013 и 2010 гг. отмечается положительная динамика развития инвестиционной составляющей края: повышение в рейтингах по трудовому потенциалу - 29 место (+ 2), инновационному потенциалу - 45 место (+ 5), экономическим рискам - 33 место (+ 40).
В крае осуществляют деятельность крупные инвесторы: ОАО "Нефтяная компания "Роснефть", ОАО "РусГидро", ОАО "Нефтяная компания "Альянс", ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания", ОАО "Полиметалл".
Планируют осуществлять свою деятельность в крае крупные российские холдинги Volga Resources, ООО "Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация", ОАО "Мечел".
Наиболее значимыми инвестиционными проектами для края, помимо строительства крупных инфраструктурных объектов, являются проекты по модернизации экономики.
Это создание деревообрабатывающих комплексов предприятиями лесной отрасли края (ООО "СП "Аркаим", ООО "Амур Форест", ОАО "Дальлеспром", ООО "Римбунан Хиджау МДФ", ООО "Азия Лес"), программы развития гражданского и военного самолетостроения на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А.Гагарина, развитие Ургальского каменноугольного месторождения со строительством обогатительной фабрики ОАО "СУЭК", проект ОАО "Полиметалл" в области добычи и переработки полезных ископаемых - "Албазино-Амурск", горно-обогатительный комплекс "Белая Гора" в Николаевском районе, программы масштабной модернизации на нефтеперерабатывающих заводах в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре с целью увеличения объемов и глубины переработки нефти, создание системы поставок и сбыта нефтепродуктов (нефтепроводы-отводы), развитие Хабаровского международного аэропорта "Новый", развитие терминальных и портовых мощностей на территории Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла.
Основные проблемы, сдерживающие инвестиционную деятельность, которые предстоит решить в ближайшей перспективе:
дефицит финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов, в том числе внебюджетных инвестиций;
сложность и длительность процедур подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, высокая стоимость подключения;
сложная и длительная процедура оформления разрешительной документации, связанной с предоставлением земельных участков под строительство, проведением государственной экспертизы проектной документации и получением разрешения на строительство, оформлением прав на земельные участки.
Пока не в полной мере в крае используется потенциал малого и среднего бизнеса. Однако именно деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства направлена на удовлетворение потребностей местного рынка товаров и услуг, обеспечивает пополнение доходной базы бюджетов, содействует развитию конкуренции, создает рабочие места, способствует решению социальных проблем в регионе.
Динамичное развитие малого и среднего бизнеса в течение нескольких лет нивелировалось массовым прекращением деятельности физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в 2013 году по причине высоких тарифов страховых взносов. В результате в начале 2014 года число субъектов малого и среднего предпринимательства в крае осталось практически на уровне 2013 года и составило около 54 тысяч, доля налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в общем объеме уплаченных налогов в бюджеты всех уровней составила 27,8 процента.
По результатам социологических исследований, на развитие малого и среднего предпринимательства оказывает влияние ряд факторов, имеющих как общероссийское, так и местное значение. Наиболее значимые из них:
недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
неразвитость инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях;
недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
сложные стартовые условия для начала бизнеса;
недостаток средств в местных бюджетах на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом от 02.04.2014 № 50-ФЗ "О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации" установлена обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать своим работникам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. К указанным районам относится 68 процентов территории края, а население, проживающее в них, составляет около 40 процентов от общей численности населения края. Дополнительная финансовая нагрузка уже вынуждает предпринимателей северных районов закрывать свой бизнес или сокращать численность работников либо компенсировать свои расходы за счет их включения в себестоимость и без того дорогой продукции.
Участники депутатских слушаний отмечают важность решения вопроса о компенсации за счет средств федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим у работодателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В целях развития предпринимательской деятельности, расширения налогооблагаемой базы предложено проработать вопрос установления правового статуса физических лиц, осуществляющих деятельность, направленную на получение доходов от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и без привлечения третьих лиц, а также возможности применения патентной системы налогообложения для указанных лиц.
Значимым инструментом развития экономического потенциала региона выступают особые экономические зоны, которые способствуют созданию точек экономического роста на определенных территориях, задающих импульс для развития других территорий. Участники депутатских слушаний поддерживают предоставление полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию и функционированию региональных особых экономических зон.
По мнению участников депутатских слушаний, необходимо повысить внимание к вопросам развития сельских территорий, стабилизации и роста сельскохозяйственного производства, содействия повышению занятости на селе с целью закрепления сельского населения. Способствовать достижению этих целей будет принятие закона края, направленного на поддержку и развитие сельскохозяйственной кооперации и организацию системы заготовки, закупки и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории края.
Развитию в полной мере экономического потенциала края, как и всей территории Сибири и Дальнего Востока, препятствует ряд проблем: неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, отсутствие устойчивого круглогодичного транспортного сообщения, высокие энерго- и авиатарифы. Одной из главных проблем является напряженная ситуация на рынке труда и, как следствие, необходимость сохранения и привлечения трудовых ресурсов для решения актуальных вопросов экономического развития.
Вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона уделяется большое внимание на федеральном уровне. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 Президент Российской Федерации подчеркнул, что подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век.
Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", рабочей группой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона".
Участники "круглого стола" на тему "О законодательном обеспечении реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", прошедшего 24 июня 2014 года в городе Хабаровске, отметили, что указанные законопроекты должны быть взаимосвязаны между собой. В этом случае их принятие и реализация совместно с государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" позволят сформировать благоприятный инвестиционный климат, создать условия для инновационной и производственной деятельности в макрорегионе, в том числе на территории края.
В связи с изложенным участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Законодательной Думе края:
1.1. С целью совершенствования федерального законодательства подготовить и направить в профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обращения:
о необходимости принятия федеральных законов "О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока" и "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона";
об ускорении принятия проектов федеральных законов:
№ 238827-6 "Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
№ 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
№ 538049-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций для резидентов федеральных особых экономических зон, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, отнесенных к Дальневосточному федеральному округу).
1.2. Продолжить работу по продвижению в федеральных органах государственной власти решения вопроса об обеспечении за счет средств федерального бюджета компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим у работодателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
1.3. Продолжить подготовку и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве совместной законодательной инициативы с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления лесных участков для ведения северного оленеводства).
2. Законодательной Думе края совместно с Правительством края:
2.1. Разработать проекты законов края, направленные на:
поддержку сельскохозяйственной кооперации и организацию системы заготовки, закупки и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории края;
внесение изменений в Закон края от 10.11.2005 № 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" в части дифференциации территории края по территориям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований);
установление случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется (в частности при строительстве и (или) реконструкции сетевой организацией объектов электросетевого хозяйства, входящих в территориальную распределительную сеть, напряжением до 20 киловольт включительно).
2.2. Осуществлять мониторинг изменений федерального законодательства и по его результатам при необходимости внести изменения в Закон края от 10.11.2005 № 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае", направленные, в частности, на установление "налоговых каникул":
по региональным налогам для организаций или индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах.
2.3. Подготовить и направить обращения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам внесения изменений:
в федеральное законодательство, устанавливающих правовой статус физических лиц, осуществляющих деятельность, направленную на получение дохода от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и без привлечения третьих лиц, и возможности применения патентной системы налогообложения для физических лиц, осуществляющих указанную деятельность;
в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих уменьшение размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции исключительно в труднодоступных и малонаселенных местностях.
2.4. Продолжить практику организации и проведения общественных экспертиз реализации государственных программ края в муниципальных образованиях края.
3. Правительству края:
3.1. Обеспечить достижение конечных результатов, предусмотренных в государственных программах края, направленных на развитие экономического потенциала края.
3.2. С целью развития малого и среднего предпринимательства сохранить уровень финансирования мер его поддержки в объемах, установленных государственной программой края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", в том числе с привлечением на конкурсной основе средств федерального бюджета.
3.3. Продолжить работу по выполнению требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
3.4. Продолжить работу с автономной некоммерческой организацией "Дальневосточное агентство содействия инновациям", направленную на развитие инновационной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства в крае, а именно:
развитие центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства;
привлечение субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
3.5. Продолжить работу по реализации планов мероприятий ("дорожных карт"), разработанных в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", направленных на:
повышение доступности энергетической инфраструктуры;
совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.
3.6. Продолжить работу по организации строительства краевого бизнес-инкубатора в городе Комсомольске-на-Амуре.
3.7. Оказывать информационную и методическую поддержку органам местного самоуправления муниципальных образований края при внедрении экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
4. Уполномоченному по защите прав предпринимателей в крае провести мониторинг законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по итогам мониторинга подготовить предложения Законодательной Думе края и Правительству края об установлении в 2016 году краевым законом указанных особенностей.
5. Органам местного самоуправления муниципальных образований края:
5.1. Обеспечить реализацию мероприятий (программ), направленных на увеличение поступления налоговых доходов в местные бюджеты.
5.2. Рассмотреть возможность увеличения объема финансирования из местных бюджетов мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечению деятельности организаций, образующих данную инфраструктуру.
5.3. Активизировать работу по участию в конкурсе муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства для привлечения краевых и федеральных средств.
5.4. Информировать субъектов малого и среднего предпринимательства о мерах государственной поддержки, предоставляемых им в рамках государственных программ края.
5.5. Обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти края по развитию конкуренции на отраслевых рынках в рамках своей компетенции.
5.6. В рамках решения вопросов местного значения в сфере малого предпринимательства организовывать мероприятия для разъяснения вопросов участия субъектов малого предпринимательства в закупках в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Председатель Думы
В.В.Чудов
------------------------------------------------------------------