Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 03.10.2014 N 1720 "Об утверждении муниципальной программы "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского муниципального района на 2015 - 2017 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. № 1720

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЖИТЕЛЕЙ
СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА 2015 - 2017 ГОДЫ"

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в целях обеспечения снижения смертности населения Советско-Гаванского муниципального района, а также реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского муниципального района на 2015 - 2017 годы".
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации муниципального района по социальным вопросам Мельзединова Ю.М.
3. Постановление вступает в силу со дня его опубликования.

Глава муниципального района
Ю.И.Бухряков





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации Советско-Гаванского
муниципального района
от 3 октября 2014 г. № 1720

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ЖИТЕЛЕЙ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА 2015 - 2017 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
муниципальной программы "Создание условий для сохранения
и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского
муниципального района на 2015 - 2017 годы"

Наименование Программы.
Муниципальная программа "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского муниципального района на 2015 - 2017 годы".
Заказчик Программы.
Администрация Советско-Гаванского муниципального района.
Ответственный исполнитель Программы.
Отдел здравоохранения Администрации Советско-Гаванского муниципального района.
Соисполнители Программы.
Управление образования Администрации муниципального района, Комитет по спорту, туризму и молодежной политике Администрации муниципального района.
Основные мероприятия (разделы)
1. Подготовка и распространение агитационной и разъяснительной печатной продукции и социальной рекламы.
2. Организация и проведение лекций, беседы в школах здоровья, недель здоровья, конференций, "круглых столов", конкурсов для учащейся молодежи, посвященных пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения.
3. Повышение информированности всех категорий населения о показателях состояния здоровья и факторах риска его формирования, а также обеспечение доступности информации о здоровом образе жизни.
4. Развитие постоянно действующей системы распространения знаний среди населения района по формированию здорового образа жизни, профилактике артериальной гипертензии и атеросклероза, бронхиальной астмы, сахарного диабета и других заболеваний.
5. Проведение акции, посвященной Всемирному дню трезвости и борьбе с алкоголизмом (3 сентября), направленной на профилактику алкогольной зависимости.
6. Проведение акции, посвященной Всемирному дню сердца (последнее воскресенье сентября), направленной на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний.

7. Организация и проведение популяционных акций среди населения муниципального района ("Брось курить и выиграй", "Трезвость - норма жизни", "Мы против наркотиков", "Всемирный день без табачного дыма" и т.п.).
8. Проведение акции, посвященной Всемирному дню борьбы с туберкулезом (24 марта), включающей мероприятия по информированию населения о влиянии табакокурения на распространенность туберкулеза.
9. Проведение акции, посвященной Всемирному дню без табачного дыма (31 мая), включающей мероприятия по пропаганде антитабачного поведения.
10. Организация содействия в обеспечении комплектами оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни кабинета медицинской профилактики.
11. Проведение акции, посвященной Всемирному дню здоровья (7 апреля), направленной на привлечение населения всех возрастных групп к ведению здорового образа жизни.
12. Проведение акции, посвященной Международному дню отказа от курения (третий четверг ноября), включающей мероприятия по пропаганде антитабачного поведения.
13. Проведение социологического опроса по изучению уровня знаний населения в области охраны здоровья.
14. Создания благоприятных условий для привлечения медицинских работников для работы в медицинских организациях (приобретение и предоставление благоустроенного служебного жилья).
Цели Программы.
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского муниципального района.
2. Популяризация и пропаганда здорового образа жизни жителей Советско-Гаванского муниципального района.
Повышение обеспеченности квалифицированными медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Министерства, здравоохранения Хабаровского края, располагающихся и осуществляющих свою деятельность на территории Советско-Гаванского муниципального района.
Задачи Программы.
1. Увеличение охвата населения различными формами профилактических мероприятий, в ходе которых формируются образцы правильного поведения и проводится пропаганда здорового образа жизни.
2. Увеличение объема информирования населения по теме здорового образа жизни, в том числе с использованием средств массовой информации.
3. Разработка и выполнение мероприятий по формированию здорового образа жизни в организованных коллективах.
4. Координация и проведение работы по привлечению организаций всех форм собственности к формированию здорового образа жизни.
5. Проведение оценки состояния здоровья и уровня знаний населения муниципального района.
6. Создание условий по привлечению и закреплению медицинских работников в учреждения здравоохранения муниципального района.
7. Решение жилищных проблем работников отрасли здравоохранения.
8. Мониторинг кадрового потенциала отрасли здравоохранения.
Основные целевые показатели (индикаторы) Программы.
1. Показатель естественной убыли населения муниципального района.
2. Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи (%).
3. Смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний (случаев на 100 тыс. человек).
4. Младенческая смертность, (случаев на 1000 родившихся живыми).
5. Удовлетворенность населения медицинской помощью (% от числа опрошенных).
6. Обеспеченность населения врачами.
Финансовое обеспечение реализации Программы.
Объем финансирования Программы за счет средств районного бюджета составляет 3420,2 тыс. руб., в том числе:
2015 год - 187,0 тыс. рублей;
2016 год - 1607,6 тыс. рублей;
2017 год - 1625,6 тыс. рублей.
Конечный результат реализации Программы.
1. Формирование навыков здорового образа жизни у населения муниципального района, включая сокращение потребление алкоголя, табака и исключение употребления наркотиков.
2. Внедрение новых форм работы с населением, направленных на формирование мотиваций к здоровому образу жизни у населения муниципального района.
3. Снижение показателя естественной убыли населения муниципального района с -1,6 на 1000 населения в 2013 году до -1,0 на 1000 населения в 2017 году.
4. Увеличение численности населения, приверженного к здоровому образу жизни.
5. Увеличение укомплектованности медицинских учреждений Министерства здравоохранения Хабаровского края, располагающихся и осуществляющих свою деятельность на территории Советско-Гаванского муниципального района, врачебными кадрами.
6. Улучшение социальной привлекательности и рост престижности профессии медицинского работника.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году снижение смертности от основных причин, а также обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.
С учетом задач, оставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012, а также вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" реализация мер по профилактике заболеваний и формирования здорового образа жизни является приоритетным направлением в сфере охраны здоровья граждан. Вступивший в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, кроме этих функций, возлагает на органы местного самоуправления полномочия по санитарно-гигиеническому просвещению, информированности населения о возможности распространения социально значимых заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих, а также проведению комплекса мер по созданию условий для оказания медицинской помощи населению (в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), в том числе создания благоприятных условий для привлечения медицинских работников для работы в медицинских организациях.
В целях эффективного функционирования системы здравоохранения в Советско-Гаванском муниципальном районе на основе программно-целевого подхода осуществляется планомерное проведение мероприятий, направленных на устойчивое функционирование лечебно-профилактических учреждений, приоритетным направлением деятельности которых является раннее выявление социально значимых заболеваний и их профилактика. За предыдущий период в рамках реализации краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края" проведены капитальные ремонты лечебно-профилактических учреждений, укрепление их материально-технической базы, внедрены современные медицинские профилактические технологии, значительно расширен перечень и увеличен объем диагностических услуг.
Вместе с тем, в современных условиях дальнейшее развитие клинической медицины не может обеспечить улучшение основных показателей здоровья без внедрения и развития технологий профилактической медицины. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит не только от системы здравоохранения, но и от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья.
В Советско-Гаванском муниципальном районе сохраняются высокие показатели смертности населения. В 2013 году наметилось некоторое ее снижение одновременно с увеличением рождаемости. Показатель смертности в 2013 году составил по муниципальному району 13,1 на 1000 населения, показатель рождаемости - 11,5 на 1000 населения, естественный прирост населения - 1,6 на 1000 населения. В Хабаровском крае данные показатели в 2012 году составили: рождаемость - 15,8 на 1000 населения, смертность 14,4 на 1000 населения, естественный прирост +1,4.
Среди умерших жители в возрасте до 65 лет составляют 50,3%. В структуре причин общей смертности 58,5% приходится на болезни системы кровообращения, 12,9% - на онкологические заболевания, 11,7% - на травмы. В основе этих заболеваний лежат управляемые факторы риска, связанные с образом жизни. Среди них низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, низкая устойчивость к стрессам. Так, в 2012 году в структуре причин смертности от сердечно-сосудистых заболеваний число алкогольных кардиопатий увеличилось вдвое по сравнению с предыдущим периодом и составило 10% от общего числа случаев. Средний возраст умерших от алкогольной кардиопатии - 41 - 50 лет, 25% среди умерших - женщины, в том числе 8% - женщины репродуктивного возраста.
В муниципальном районе также регистрируются высокие показатели заболеваемости социально значимыми болезнями. Так заболеваемость туберкулезом составляет 56,5 случаев на 100 тысяч населения, что ниже уровня предыдущего года на 17,2%, но показатель смертности от туберкулеза в 2 раза превышает краевой показатель. Не менее тревожно выглядит заболеваемость онкологическими заболеваниями - 365,2 на 100 тысяч населения, это на одном уровне заболеваемости 2012 года. На 1,8 процента по сравнению с 2012 годом уменьшилось количество больных алкоголизмом, хотя данный показатель превышает краевой на 36,8%. На 62,9% в муниципальном районе превышен краевой уровень заболеваемости наркоманией, а токсикоманией в 2 раза.
Актуальность проблем по охране здоровья женщин репродуктивного периода требует принятия комплекса мер по профилактике нежелательной беременности. Для реализации поставленных целей предусматривается решение задач по улучшению доступности и качества медицинской помощи женщинам в репродуктивном периоде. Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы по воспитанию у населения личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательного отказа от вредных привычек. Высокий уровень распространенности вредных привычек, наряду с низким уровнем стремления к сохранению собственного здоровья, является серьезной угрозой для здоровья как нынешнего, так и будущего поколений. Проблема улучшения состояния здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципального района требует комплексного целенаправленного подхода к ее решению. Одной из важнейших задач является необходимость сокращения заболеваемости хронической патологией и преждевременной смертности за счет мотивации населения к здоровому образу жизни, повышению ответственности за сохранение здоровья. Данная программа направлена на формирование здорового образа жизни, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего факторы поведения, вредные привычки через информирование населения и обеспечение активных форм его участия в процессе сохранения здоровья.
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Научной концепцией неинфекционных заболеваний признана концепция факторов риска - поведенческих и социальных факторов, непосредственно связанных с повышенной вероятностью возникновения этих заболеваний. Данными факторами риска являются курение, употребление наркотических препаратов, алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, устойчивость к стрессам, низкий материальный и социальный статус.
Снижение уровня факторов риска ведет к снижению заболеваемости, острых осложнений болезни и смертности от нее. Эти данные являются главным обоснованием внедрения в практику целенаправленной работы по воспитанию у населения муниципального района личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребности в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательном отказе от вредных привычек.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) с 01.01.2012 к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, относятся в числе прочих следующие вопросы:
- информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального района, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
- участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;
- реализация на территории муниципального района мероприятий по формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона органы местного самоуправления, в числе прочих, должны разрабатывать и реализовывать систему правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона органы местного самоуправления, в числе прочих, несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями, обязаны разрабатывать и реализовывать программы, направленные на формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни.
Проблема улучшения состояния здоровья и пропаганды здорового образа жизни среди населения муниципального района требует комплексного целенаправленного подхода к ее решению программно-целевым методом.
Реализация мероприятий Программы Администрацией муниципального района позволит создать условия для сохранения и укрепления здоровья населения Советско-Гаванского муниципального района, будет содействовать формированию навыков ведения здорового образа жизни.
Реализация поставленных перед здравоохранением задач, учитывая их дальнейшее расширение и развитие, требует кардинального улучшения качественного и количественного обеспечения медицинских учреждений муниципального района квалифицированными медицинскими кадрами. Ситуация по обеспеченности кадрами в муниципальных учреждениях здравоохранения неудовлетворительная. Укомплектованность должностей специалистов физическими лицами низкая, среди специалистов здравоохранения высока доля лиц пенсионного и предпенсионного возраста.
Обеспеченность врачами на 10 тысяч населения на 01.01.2014 составила - 39,7, обеспеченность врачами, работающими в КГБУЗ "Советско-Гаванская районная больница", - 20,2, средними медицинскими работниками - 85,9. Укомплектованность физическими лицами врачей составляет 61,3%, средних медработников - 70,4%. Более 55% врачей и более 40% средних медицинских работников пенсионного и предпенсионного возраста. В учреждения здравоохранения муниципального района требуются не менее 17 специалистов с высшим медицинским образованием: окулист, кардиолог, акушер-гинеколог, фтизиатр, рентгенолог, хирург, физиотерапевт, инфекционист, врач-лаборант и др. С каждым годом уменьшается число медицинских работников в муниципальном районе. За 2010 - 2014 годы отмечается снижение показателя укомплектованности медицинских учреждений врачами на 2,3%, укомплектованность средними медицинскими работниками также снизилась на 8,0% за данный период времени.
Создавшееся положение сдерживает дальнейшее развитие кадрового потенциала, негативно отражается на состоянии и качестве оказания медицинской помощи населению муниципального района. Без укомплектования лечебных учреждений медицинскими кадрами невозможно выполнение поставленных перед здравоохранением задач, в частности, данной муниципальной программы. Анализ факторов, способствующих закреплению специалистов в отрасли здравоохранения, показывает, что к таковым, наряду с ростом реальной заработной платы, относятся обеспечение жильем и дополнительными социальными гарантиями. В связи с этим, в данную муниципальную программу включены мероприятия, направленные на решение кадровых проблем лечебных учреждений.
Важным условием успешной реализации настоящей Программы является компонент управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы. Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
1. Финансовые риски. Возможное уменьшение объема средств районного бюджетов, направляемых на реализацию мероприятий Программы, в связи с экономической ситуацией, оптимизацией расходов при формировании бюджета. Гарантией исполнения мероприятий программы является бюджетная обеспеченность основных мероприятий Программы.
2. Законодательно-правовые риски обусловлены изменением федерального и краевого законодательства в области здравоохранения.
3. Административный риск, связанный с неверными действиями и суждениями людей, непосредственно задействованных в реализации программы, защищен закреплением персональной ответственности исполнителей мероприятий программы.
Для данной Программы к управляемым рискам относятся также риски межведомственного взаимодействия. На их минимизацию направлены меры по планированию мероприятий и мониторингу их реализации, формирование плана реализации Программы, содержащего перечень мероприятий, с указанием сроков их выполнения. Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач Программы, и меры по их минимизации будут предприниматься в ходе оперативного управления.
С целью управления указанными рисками предусматривается:
1. Ежегодная корректировка мероприятий, показателей (индикаторов) и объемов финансирования Программы на основе проведения мониторинга мероприятий Программы;
2. Информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий Программы;
3. Освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации Программы;
4. Обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя и соисполнителей Программы;
5. Перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей;
6. Планирование реализации Программы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач.

2. Цели и задачи Программы

Цели программы:
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского муниципального района.
2. Популяризация и пропаганда здорового образа жизни жителей Советско-Гаванского муниципального района.
3. Повышение обеспеченности квалифицированными медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Министерства здравоохранения Хабаровского края, располагающихся и осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района.

Задачи программы:
1. Увеличение охвата населения различными формами профилактических мероприятий, в ходе которых формируются образцы правильного поведения и проводится пропаганда здорового образа жизни.
2. Увеличение объема информирования населения по теме здорового образа жизни, в том числе с использованием средств массовой информации.
3. Разработка и выполнение мероприятий по формированию здорового образа жизни в организованных коллективах.
4. Координация и проведение работы по привлечению организаций всех форм собственности к формированию здорового образа жизни.
5. Проведение оценки состояния здоровья и уровня знаний населения муниципального района.
6. Создание условий по привлечению и закреплению медицинских работников в учреждения здравоохранения муниципального района.
7. Решение жилищных проблем работников отрасли здравоохранения.
8. Мониторинг кадрового потенциала отрасли здравоохранения.

3. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Формирование навыков здорового образа жизни у населения муниципального района, включая сокращение потребления алкоголя, табака и исключение употребления наркотиков.
2. Внедрение новых форм работы с населением, направленных на формирование мотиваций к здоровому образу жизни у населения муниципального района.
3. Снижение показателя естественной убыли населения муниципального района с -1,6 на 1000 населения в 2013 году до -1,0 на 1000 населения в 2017 году.
4. Увеличение численности населения, приверженного к здоровому образу жизни.
5. Увеличение укомплектованности медицинских учреждений Министерства здравоохранения Хабаровского края, располагающихся и осуществляющих свою деятельность на территории Советско-Гаванского муниципального района, врачебными кадрами.
6. Улучшение социальной привлекательности и рост престижности профессии медицинского работника.
В рамках реализации Программы предусматривается создание постоянно действующей информационной системы пропаганды здорового образа жизни; подготовка, издание и распространение санитарно-просветительной литературы по актуальным вопросам охраны здоровья населения, использование средств массовой информации. Программа позволит объединить усилия по формированию здорового образа жизни у населения городского сообщества и тем самым целенаправленно использовать материальные расходы на эти цели.
Увеличение охвата населения санитарно-гигиеническим просвещением через средства массовой информации, повышение информированности населения о факторах риска заболеваний и мерах их профилактики позволит увеличить охват населения скрининговым обследованием для раннего выявления заболеваний.
Все это в конечном итоге позволит увеличить продолжительность жизни населения муниципального района и снизить смертность от болезней системы кровообращения.
В целом реализация мероприятий позволит добиться повышения ответственности граждан за сохранение собственного здоровья и мотивировать их к ведению здорового образа жизни.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь путем улучшения состояния здоровья населения города.

4. Мероприятия Программы:

Наименование мероприятий
Срок исполнения
Финансирование (тыс. руб.)
Исполнители
Ожидаемые результаты
Год финансирования
В том числе
Краевой бюджет
Районный бюджет
Внебюджетные средства
I. Формирование здорового образа жизни, укрепление и сохранение здоровья населения Советско-Гаванского муниципального района
1.1. Подготовка и распространение агитационной и разъяснительной печатной продукции (листовки, плакаты) и социальной рекламы (выступления на телевидении, статьи в СМИ муниципального района).
Ежегодно
2015

22,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Повышение мотивации у населения к ведению здорового образа жизни.
2016
34,0
2017
36,0
1.2. Организация и проведение лекций, бесед в школах здоровья, недель здоровья, конференций, "круглых столов", конкурсов для учащейся молодежи, посвященных пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения.
Ежегодно
2015

4,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Управление образования Администрации муниципального района.
Повышение уровня знаний населения по профилактике социально значимых заболеваний жизни.
2016
15,0
2017
16,0
1.3. Повышение информированности всех категорий населения о показателях состояния здоровья и факторах риска его формирования, а также обеспечение доступности информации о здоровом образе жизни.
Ежегодно
2015

9,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Увеличение доли взрослого населения, знающего уровень своего артериального давления, холестерина и сахара крови.
2016
26,0
2017
28,0
1.4. Развитие постоянно действующей системы распространения знаний среди населения района по формированию здорового образа жизни, профилактике артериальной гипертензии и атеросклероза, бронхиальной астмы, сахарного диабета и других заболеваний.
Ежегодно
2015

6,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Повышение уровня знаний населения по здоровому образу жизни.
2016
14,6
2017
14,6
1.5. Проведение акции, посвященной Всемирному дню трезвости и борьбе с алкоголизмом (3 сентября), направленной на профилактику алкогольной зависимости.
Ежегодно
2015

6,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Повышение доли лиц, ведущих трезвый образ жизни, повышение уровня знаний населения о вреде алкогольной зависимости.
2016
15,0
2017
18,0
1.6. Проведение акции, посвященной Всемирному дню сердца (последнее воскресенье сентября), направленной на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний.
Ежегодно
2015

11,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, повышение уровня знаний населения по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
2016
20,0
2017
24,0
1.7. Организация и проведение популяционных акций среди населения муниципального района ("Брось курить и выиграй", "Трезвость - норма жизни", "Мы против наркотиков", "Всемирный день без табачного дыма" и т.п.).
Ежегодно
2015

22,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Повышение доли лиц, ведущих трезвый образ жизни, повышение уровня знаний населения о вреде алкогольной, никотиновой и наркотической зависимости.
2016
27,0
2017
32,0
1.8. Проведение акции, посвященной Всемирному дню борьбы с туберкулезом (24 марта), включающей мероприятия по информированию населения о влиянии табакокурения на распространенность туберкулеза.
Ежегодно
2015

11,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Снижение распространенности никотиновой зависимости, повышение уровня знаний о вреде табакокурения и опасности заболевания туберкулезом.
2016
16,0
2017
16,0
1.9. Проведение акции, посвященной Всемирному дню без табачного дыма (31 мая), включающей мероприятия по пропаганде антитабачного поведения.
Ежегодно
2015

7,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Снижение распространенности никотиновой зависимости, повышение уровня знаний о вреде табака.
2016
14,0
2017
14,0
1.10. Содействие в обеспечении комплектами оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни кабинета медицинской профилактики.
Ежегодно
2015

32,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Увеличение доли населения, имеющего представление о здоровьесберегающем поведении.
2016
34,0
2017
34,0
1.11. Проведение акции, посвященной Всемирному дню здоровья (7 апреля), направленной на привлечение населения всех возрастных групп к ведению здорового образа жизни.
Ежегодно
2015

12,0

Отдел здравоохранения, комитет по спорту, туризму и молодежной политике Администрации муниципального района.
Увеличение доли населения, вовлеченного в ведение здорового образа жизни.
2016
16,0
2017
16,0
1.12. Проведение акции, посвященной Международному дню отказа от курения (третий четверг ноября), включающей мероприятия по пропаганде антитабачного поведения.
Ежегодно
2015

7,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Снижение распространенности никотиновой зависимости, повышение уровня знаний о вреде табакокурения.
2016
15,0
2017
15,0
1.13. Проведение социологического опроса по изучению уровня знаний населения в области охраны здоровья.
Ежегодно
2015

11,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Определение уровня знаний населения в вопросах охраны здоровья и профилактики заболеваний.
2016
15,0
2017
15,0
II. Создание благоприятных условий для привлечения медицинских работников для работы в медицинских организациях
2.1. Приобретение служебного благоустроенного жилья для медицинских работников учреждений здравоохранения Министерства здравоохранения Хабаровского края, располагающихся и осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района.
Ежегодно
2015

0,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Уменьшение дефицита медицинских кадров, улучшение качества медицинского обслуживания жителей муниципального района.
2016
1300,0
2017
1300,0
III. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей
3.1. Организация в родильном доме КГБУЗ "Советско-Гаванская районная больница" торжественной выписки новорожденных.
В течение всего периода
2015

10,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Повышение мотивации населения муниципального района к рождению детей.
2016
20,0
2017
20,0
3.2. Проведение ежегодной акции "Расти здоровым, малыш!", направленной на повышение рождаемости.
В течение всего периода
2015

6,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Повышение мотивации населения муниципального района к увеличению детей в семье.
2016
8,0
2017
8,0
3.3. Проведение "круглых столов" по вопросам охраны здоровья матери и ребенка.
В течение всего периода
2015

3,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Повышение мотивации родителей к применению здоровьесберегающих технологий.
2016
8,0
2016
8,0
3.4. Размещение в учреждениях здравоохранения системы родовспоможения информационных стендов по вопросам государственной поддержки семей.
Ежегодно
2015

8,0

Отдел здравоохранения Администрации муниципального района.
Повышение информированности населения о мероприятиях по государственной поддержке семей.
2016
10,0
2017
11,0
Итого по годам

2015

187,0



2016
1607,6
2017
1625,6
Всего
3420,2


5. Сроки и этапы реализации Программы

Выполнение мероприятий муниципальной целевой Программы "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья жителей Советско-Гаванского муниципального района на 2015 - 2017 годы" проводится в 2015 - 2017 годы, в один этап.

6. Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется путем взаимодействия отдела здравоохранения со структурными подразделениями Администрации муниципального района, Министерством здравоохранения Хабаровского края и краевыми государственными учреждениями здравоохранения, расположенными на территории Советско-Гаванского муниципального района. Механизм реализации мероприятий Программы основан на обеспечении достижения запланированных результатов и величин показателей, установленных в Программе.

Исполнителем Программы является Отдел здравоохранения, который в ходе реализации мероприятий Программы (приложение), при необходимости, разрабатывает методические документы по обеспечению выполнения Программы.
Реализация мероприятий Программы в части закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется путем размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Отдел контролирует выполнение мероприятий Программы, выявляет их отклонение от предусмотренных целей, устанавливает причины и принимает меры по устранению отклонений, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, несет ответственность и обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета. Реализация Программы предусматривает целевое использование денежных средств в соответствии с поставленными задачами, определенными мероприятиями, а также регулярное проведение мониторинга достигаемых результатов и эффективности расходования средств.

7. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Администрации Советско-Гаванского муниципального района. Смета и уточнение финансирования мероприятий Программы осуществляется ежегодно. Общий объем средств, необходимых на реализацию Программы в 2014 - 2017 годах составляет 3 420,2 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 187,6 тыс. рублей;
2016 год - 1607,6 тыс. рублей;
2017 год - 1625,6 тыс. рублей.

8. Управление реализацией Программы
и контроль за ходом ее исполнения

Управление, контроль за ходом исполнения Программы и ответственность за достижение утвержденных значений показателей эффективности несет начальник отдела здравоохранения Администрации муниципального района.
Отдел здравоохранения Администрации муниципального района организует реализацию Программы и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей Программы, а также конечных результатов ее реализации. В процессе реализации Программы начальник отдела здравоохранения Администрации муниципального района, при необходимости, представляет Главе муниципального района предложения о внесении изменений в состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом.
В срок до 1 марта года, следующего за отчетным, руководитель отдела здравоохранения направляет в отдел анализа и экономической политики годовой отчет о ходе реализации Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации. Отчет содержит следующую информацию:
а) конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
б) перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;
в) анализ факторов, повлиявших на ход реализации Программы;
г) данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий Программы;
д) информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в Программу;
е) информацию о выполнении, количественные и (или) качественные показатели, характеризующие выполнение Программы для оценки эффективности.
Результат мониторинга Программы направляется отделом здравоохранения муниципального района в отдел анализа и экономической политики муниципального района в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Финансирование расходов на реализацию Программы осуществляется в порядке, установленном для исполнения бюджета.
В случае досрочного прекращения реализации Программы, а в отдельных случаях - внесения в нее корректив, начальник отдела здравоохранения Администрации муниципального района обязан представить Главе муниципального района расчеты по сокращению бюджета, за счет исключения из него средств, ранее выделенных на реализацию данной Программы.
По результатам предоставленных расчетов, не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта решения о бюджете в Собрание депутатов муниципального района, может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении ее реализации, которое оформляется постановлением Главы муниципального района.
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ муниципальных контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

9. Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ответственным исполнителем на основе методики оценки ее эффективности с использованием данных о динамике плановых и фактических достигнутых показателей, финансовых затрат на реализацию отдельных мероприятий Программы по итогам года. Оценка эффективности Программы проводится на этапе реализации в целях оценки вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие муниципального района.
Оценка производится по следующим критериям:
- степень достижения запланированных результатов и намеченных целей Программы;
- степень соответствия запланированному уровню расходов.
Обязательным условием оценки эффективности Программы является успешное (полное) выполнение запланированных промежуточных показателей (индикаторов) Программы и основных мероприятий в установленные сроки.
Показатели оцениваются по результатам мероприятий оценки эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья жителей муниципального района (социологический опрос). Социологический опрос включает блоки, позволяющие выявить субъективные мнения респондентов по оцениваемым вопросам. Индикатор эффективности Программы по этой задаче рассчитывается как отношение планового и фактически достигнутого значения показателя.
Эффективность мероприятия считается достигнутой при значении показателя более 90%. Полученные результаты рассчитываются по удельному весу населения с умеренной и высокой физической активностью и являются исходными для оценки ситуации и разработки предложений по сохранению и укреплению здоровья населения муниципального района.
В рамках реализации Программы предусматриваются создание постоянно действующей информационной системы пропаганды здорового образа жизни; подготовка, издание и распространение санитарно-просветительной литературы по актуальным вопросам охраны здоровья населения; использование местных средств массовой информации. Программа позволит объединить усилия различных органов, учреждений и служб по формированию здорового образа жизни у населения, тем самым позволит целенаправленно использовать материальные расходы на эти цели. Увеличение охвата населения пропагандой через средства массовой информации, повышение информированности населения о факторах риска заболеваний и мерах их профилактики позволит привлечь население к проблемам собственного здоровья. Все это в конечном итоге позволит стабилизировать показатели заболеваемости и смертности от "управляемых" заболеваний и в первую очередь от острого инфаркта и инсульта.
Обеспечение непрерывного мониторинга факторов риска, негативно влияющих на здоровье населения, позволит определить наиболее распространенные факторы риска среди населения муниципального района и разработать в дальнейшем комплекс мероприятий, направленных на снижение влияния этих факторов на здоровье населения. В целом, реализация мероприятий позволит добиться повышения ответственности граждан за сохранение собственного здоровья и мотивировать их к ведению здорового образа жизни.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь путем улучшения состояния здоровья населения муниципального района.
Эффективность Программы оценивается по модели конечных результатов, показатели которой учитываются в формах федерального статистического наблюдения и оперативной отчетности в области здравоохранения по муниципальному району. "Показатель естественной убыли населения", "Смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний", "Младенческая смертность" оцениваются путем сравнительного анализа данных ежегодной государственной статистической отчетности.

Таблица индикаторов показателей эффективности
реализации Программы:

№ п/п
Наименование показателя
Источники значений показателей
2015 год (план)
2016 год (план)
2017 год (план)
1.
Показатель естественной убыли населения муниципального района.
Стат. информация.
3,8
3,75
3,7
2.
Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи (%).
Стат. опрос.
58
59
60
3.
Смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, случаев на 100 тыс. человек.
Стат. информация.
530,0
525,5
525,0
4.
Младенческая смертность (случаев на 1000 родившихся живыми).
Стат. информация.
10,0
9,9
9,8
5.
Доля жителей, охваченных мероприятиями в рамках Программы.
Стат. опрос.
20%
25%
25%
6.
Количество подготовленных и опубликованных статей по здоровому образу жизни в печатных изданиях.
Информация отд. здравоохранения.
5
6
7
7.
Количество подготовленных выступлений по профилактике социально значимых заболеваний на телевидении.
Информация отд. здравоохранения.
2
3
4
8.
Подготовка и проведение "круглых столов" по вопросам материнства и детства.
Информация отд. здравоохранения.
2
2
2
9.
Подготовка и проведение социального опроса (анкетирование) по вопросам здорового образа жизни, выявление факторов риска.
Стат. опрос.
1
1
1
10.
Проведение популяционных акций среди населения.
Информация отд. здравоохранения.
4
5
5
11.
Удовлетворенность населения медицинской помощью (% от числа опрошенных).
Стат. опрос.
32,0
32,0
32,0
12.
Обеспеченность населения врачами (человек на 10 тыс. населения).
Стат. информация.
38,9
38,9
38,9
13.
Снижение показателя естественной убыли населения муниципального района на 1000 населения.
Стат. опрос.
-1,2
-1,1
-1,0

Настоящая методика определяет порядок оценки эффективности хода настоящей Программы. Эффективность реализации Программы определяется по следующим направлениям:
а) оценка степени достижения целей и решения задач Программы в целом;
б) оценка степени исполнения запланированного уровня расходов районного бюджета;
в) оценка степени реализации мероприятий (достижение непосредственных результатов их реализации);
г) уровень удовлетворенности населением предоставлением услуг, деятельностью органов исполнительной власти.
Учитывая, что предусмотренные Программой показатели (индикаторы) определены по годам планового периода, оценка осуществляется ежегодно и по завершении реализации Программы.

2. Оценка степени достижения целей и решения задач Программы осуществляется на основании следующей формулы:



где
ДИ - показатель достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы;
к - количество показателей (индикаторов) Программы;
Ф - фактическое значение показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период;
П - планируемое значение достижения показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период.
3. Оценка степени исполнения запланированного уровня расходов бюджета (БЛ) рассчитывается по формуле:

БЛ = О факт / ЛБО

где:
О факт - фактическое освоение средств бюджета по Программе;
ЛБО - лимит бюджетных обязательств на реализацию программы.
4. Оценка эффективности использования бюджетных средств (ЭИ) рассчитывается как

ЭИ = ДИ / БЛ

5. Уровень интегральной оценки эффективности в целом по Программе определяется как:

ОП = 0,7 x ДИ + 0,3 x БЛ

6. На основании интегральной оценки Программы дается качественная оценка Программы:
- эффективная при ОП > 0,7;
- недостаточно эффективная при 0,5 < ОП < 0,7;
- неэффективная при ОП < 0,5.

Начальник отдела здравоохранения
Администрации муниципального района
Д.В.Четвериков


------------------------------------------------------------------