По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Хабаровского краевого суда от 19.09.2014 по делу N 3-58/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 N 25-пр>
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. по делу № 3-58/2014
Хабаровский краевой суд в составе:
судьи Волошиной Е.В.
с участием прокурора Криковцовой Е.Г.
при секретаре Н.
с участием представителя закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки" Г.,
представителя Правительства Хабаровского края К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки" о признании недействующим пункта 2.1 Постановления Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 г. № 25-пр "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении",
установил:
Закрытое акционерное общество "Амурские пассажирские перевозки" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.1 Постановления Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 г. № 25-пр "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении".
Свои требования мотивировало тем, что оспариваемое постановление в нарушение требований Конституции РФ, ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, ст. 790 п. 5 Гражданского кодекса РФ, устанавливает порядок частичного возмещения затрат без учета того, что в действующем федеральном законодательстве не содержится ограничений по объемам возмещения потерь в доходах перевозчика, в соответствии с действующим законодательством Хабаровским краем установлено предоставление субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах от перевозок, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня в полном объеме, установление оспариваемым постановлением порядка частичного возмещения произведенных затрат не соответствует принципам целевого характера бюджетных средств, результативности и эффективности их использования, закрепленные статьями 28, 34 Бюджетного кодекса РФ, установление незаконного порядка возмещения части затрат при осуществлении транспортных услуг на субсидируемых маршрутах влечет нарушение прав и законных интересов заявителя, создает препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по перевозке населения, ограничивает ряд действий общества, что приводит к возникновению убытков. Просило признать недействующим п. 2.1 Постановления Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 г. № 25-пр "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении", обязать Правительство Хабаровского края изменить данный пункт и изложить его в следующей редакции: "Целью предоставления субсидий является возмещение затрат в связи с осуществлением на территории края транспортных услуг на субсидируемых маршрутах".
В судебном заседании представитель заявителя закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки" Г. на заявленных требованиях настаивал, привел в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Правительства Хабаровского края К. просил отказать в удовлетворении заявлении, пояснил, что оспариваемое постановление не противоречит законодательству, Бюджетный кодекс РФ предусматривает не только возмещение затрат, связанных с осуществлением перевозок, но и предоставляет субъекту право выбора направления данной субсидии.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Хабаровского края Криковцовой Е.Г., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд находит заявленные ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 71 п. ж Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка.
Согласно положений ст. 26.3 п. 1 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с требованиями ст. 26.3 п. 2 п.п. 12 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Из требований ст. 26.14 п. 1, 2 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, как следует из положений ст. 26.3 п. 2 п.п. 55 вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с требованиями ст. 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Правительством Хабаровского края 29 января 2008 г. принято постановление № 25-пр "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении", которое опубликовано 12.02.2008 г. в сборнике "Собрание законодательства Хабаровского края" № 1 (66).
Данным постановлением утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении, определяющий основные положения предоставления субсидий из краевого бюджета указанным категориям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
На основании постановления Правительства Хабаровского края от 26 октября 2012 г. № 386-пр "О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении", опубликованного в сборнике "Собрание законодательства Хабаровского края", 12.11.2012, № 10(123), в указанный Порядок предоставления субсидий внесены изменения, в том числе, изменена редакция пункта 2.1.
Как следует из содержания пункта 2.1 целью предоставления субсидий является возмещение части затрат в связи с осуществлением на территории края транспортных услуг на субсидируемых маршрутах.
Исходя из п. 2 постановления № 25-пр "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении" Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при утверждении и (или) согласовании тарифов на проезд предписано учитывать субсидии, выделяемые из краевого бюджета перевозчикам на выполнение пассажирских перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении.
Следовательно, утвержденные Комитетом тарифы должны учитывать выделяемые из краевого бюджета субсидии на вышеуказанные цели.
Согласно положений ст. 790 ч. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно положений ст. 6 п. 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в случае предоставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров размер провозной платы определяется перевозчиками по согласованию с указанными органами.
В соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 г. № 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" государственное регулирование цен и тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) отнесено к компетенции Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Расчет тарифа на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении представляется в Комитет по ценам и тарифам самостоятельно субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность, что следует из Типового перечня материалов, представляемых субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность, в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для осуществления государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, утвержденного постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.06.2006 г. № 19-Ц.
Решение об установлении тарифа принимается Комитетом по результатам экспертизы экономической обоснованности цен (тарифов), которые оформляются в виде экспертного заключения на основании расчетных и обосновывающих затраты субъектов регулируемой деятельности материалов.
Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.04.2014 г. № 11-Ц "Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в пригородном сообщении города Хабаровска", № 13-Ц "Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в пригородном сообщении города Николаевска-на-Амуре" установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в пригородном сообщении.
В соответствии со ст. 78 п. 1 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, как следует из положений ст. 78 п. 3 п.п. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с осуществлением на территории Хабаровского края транспортных услуг на субсидируемых маршрутах пунктом 2.1 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении определена цель предоставления субсидий - возмещение части затрат в связи с осуществлением данных транспортных услуг.
Какого-либо несоответствия положения п. 2.1 Порядка предоставления субсидий требованиям п.п. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ не установлено.
Обязанность возмещения затрат в связи с осуществлением транспортных услуг на субсидируемых маршрутах в полном объеме действующим бюджетным законодательством не предусмотрена.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что положения п. 2.1 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29 января 2008 года № 25-пр "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении", приняты в пределах компетенции Правительства Хабаровского края, соответствуют требованиям действующего бюджетного и гражданского законодательства, не создают препятствий для осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров на водном транспорте.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно положений ст. 1 п. 1 п.п. д Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется также в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.
На основании изложенного, суд не может обязать исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществить правовое регулирование, заключающееся в принятии нормативного правового акта.
В связи с чем являются необоснованными требования заявителя о возложении обязанности по изменению пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении и изложению его в новой редакции.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку в судебном заседании не установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, требования заявителя удовлетворению не подлежат. В связи с чем основания для удовлетворения требований закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки" отсутствуют. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки" о признании недействующим пункта 2.1 Постановления Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 г. № 25-пр "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 23 сентября 2014 года.
Председательствующий судья:
Е.В.ВОЛОШИНА
------------------------------------------------------------------